Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании

Печать

Результаты оперативно-розыскной деятельности — сведения, по­лученные в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" о признаках подготавливаемого, совершае­мого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда (п. 36.1 ст. 5 УПК РФ).

Между тем специального механизма проверки оперативных дан­ных уголовно-процессуальный закон не содержит.

Этот вывод обусловлен тем, что уголовно-процессуальный закон указал лишь на недопустимость использования в процессе доказы­вания результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам уголовно-процессуальным законом (ст. 89 УПК РФ).

Этот запрет носит практически абсолютный характер, поскольку уголовно-процессуальный закон России, в отличие от процессуаль­ного законодательства ряда зарубежных государств, не предусматри­вает порядка легализации (или трансформации, интерпретации) опе­ративно-розыскных данных в уголовно-процессуальные доказательства.

 

Некоторые авторы утверждают, что результаты оперативной дея­тельности следует рассматривать как основу формирования доказа­тельств по уголовному делу.

Другие специалисты в области уголовного судопроизводства со­вершенно справедливо возражают против этого тезиса, поскольку уголовно-процессуальный закон не разрешает собирать доказатель­ства в ходе оперативно-розыскной деятельности.

В настоящее время в материалах уголовного дела обычно нахо­дится справка (сообщение), в которой должностное лицо органа дознания сообщает, что проведенными оперативными мероприя­тиями установлен определенный факт.

Наличие или отсутствие этого факта в действительности прове­рить невозможно, он, в зависимости от правосознания должност­ных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, принимает­ся ими «на веру».

4.5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1