Рецепция римского права. Глоссаторы и постглоссаторы

Печать

Первые опыты заимствований из римского правоведения при­ходятся на VI в., когда победоносные варвары образовали новые государства в Галлии и Испании. Они разрушили многие памят­ники искусства и науки, но оставили в сохранности многие ин­ституты и конструкции римского права.

Этапы рецепции римского права

Первыми такими заим­ствованиями стали сборники правовых обычаев и римских законов в Бургундской правде (494 г.), Бревиарии Алариха (506 г.; вплоть до XI в. имел название Законов римских вестготов, а затем до XVI в. — Бревиарии Алариха). Римское правовое наследие ис­пользовалось в церковном праве, а также в церковной литургии. Римское право особенно укоренилось в Южной Франции и Средней Италии.

Следующей стадией стало изучение и реципирование Сво­да законов Юстиниана, ее конечная фаза приходится на XV— XVI вв. Германские государи воспринимали себя в то время непосредственными преемниками римских императоров и потому считали возможным покровительствовать изучению и адаптированию конструкций римского императорского (монархи­ческого) законодательства. Это покровительство находило поддер­жку (более давнюю) также в западной церкви, для которой римское право было воплощением более высокой культуры по сравнению с памятниками варварских правд. В то время церковь также воспринимала себя как хранительницу духа римского за­коноведения.

Реципирование римского права в странах Европы проходит три стадии :

  1. комментирование глоссаторами (от слова "глосса", означавшего на средневековой латыни иностранное, непонятное слово, а также его истолкование);
  2. все­охватывающая критическо-догматическая работа по перетолкова­нию и согласованию римского наследия с действующим правом;
  3. приспособление его к новым социальным условиям наци­онально-государственного существования европейских народов.

Рецепция римского права ускорялась вместе с ростом потреб­ностей в правовом регулировании торговли, морских перевозок, развитием кредитования и новых форм собственности. Рецепция не исключала критики и сдержанности по мере реципирования рим­ских институтов и норм: рецепция могла быть полной, частичной, периодической и т.п. В Чехии позднего средневековья римское право уподоблялось по силе действия железному обручу. В Анг­лии, наименее затронутой римским влиянием, знатоки права и обычаев систематически прибегали к заимствованию из римского и канонического права. Во многих европейских школах XVI— XVII вв. учили составлению юридических документов, и это явля­лось составной частью обучения риторике.

В позднем средневековье римское право стало конкурировать с национальным (Франция, Германия) и нередко менялось под воздействием этой конфронта­ции. В Германии реципированное римское право получило наи­менование "современное римское право".
В XII в. Фридрих Барбаросса, германский император, назвал римское право "всемирным правом". В XVI в. его называли "пи­саным разумом" и "юриспруденцией, висящей в воздухе". В XIX в. юрист Моддерман (1888 г.) назвал его "правом общим, высшим и научным".

Глоссаторы

Глоссаторы, или экзегеты (толкователи), творчество которых приходится на XI—XII вв., были заняты объяснением смысла отдельных законов, логически-связным из­ложением целых учений о назначении тех или иных правовых институтов с опорой на знание и пользование источниками права (элемент собственно догматический). Римское право из­лагалось в целом, без увязки с расположением титулов и книг в Своде Юстиниана: здесь уже имел место элемент систе­матический с более самостоятельной и творческой формой все той же догматической обработки позитивного римского права.

Особую проблему для глоссаторов составило расхождение между нормой права и соображениями справедливости. В доглоссаторский период исходили из того, что несправедливая норма может быть отвергнута в процессе применения и заменена пра­вилом, сообразующимся с требованием справедливости. Позднее Ирнерий, глава школы глоссаторов, и Болонская школа требова­ли отказа от "субъективных представлений о справедливости" и возлагали разрешение конфликта между нор­мой закона и справедливостью на усмотрение законодательной власти.

Болонская школа глоссаторов превратилась из городской в общую для всех народов, в Общую школу (так поначалу назы­вали университеты). Начиналось это обучение с богословия и юриспруденции. В XI в. здесь возникло объединение учащихся, прибывших из разных мест для изучения юриспруденции. Болон­ская школа была создана на пожертвования знатного семейства и при поддержке папы римского.
Слушатели получили право на то, чтобы иски и обвинения против них разбирались местным епископом или тем преподавате­лем, у которого каждый из них занимался. У папы университет имел защиту от городских властей. Клирикам поступление в школу было облегчено папой. За счет церковной казны обеспечивались общежития для бедных студентов (их именовали коллегиями и бур­сами): преподавателям, плохо обеспеченным взносами студентов, часто предлагались бенефиции, т.е. определенные доходы с церков­ного имущества.

В университете присуждались различные ученые степени в зависимости от уровня освоения школьной науки. Ректор считал­ся основным духовным наставником. Присуждение ученых степеней производилось по образцу цеховых ремесленников — только после предваритель­ного испытания их познаний. Высшим было звание "доктор" (ученый), оно соответствовало званию "мастер" у ремесленников и давало право преподавать вполне самостоятельно и в свою очередь брать в учение других. Кроме одобрения от товарищей требовалось еще одобрение от духовных властей.

С начала XIII в. папы предоставляют большим ученым возможность преподавать в других высших школах. Лучшие универси­теты Запада стали привлекать еще больше слушателей. Суще­ствовал даже обычай посещать несколько университетов в раз­ных странах.
К концу XIV в. в европейских странах насчитывалось до 50 университетов. Самыми самостоятельными были университеты в Кембридже и Оксфорде.

Постглоссаторы

Постглоссаторы стали в XII—XIV вв. раз­работчиками всеохватывающего критическо-догматического под­хода к праву в двух вариантах:

  1. право выводилось из ра­зума и сводилось затем к некой максиме наподобие древнерим­ского принципа "воздавай каждому свое, причитающееся ему по праву";
  2. сводилось к писаному праву, действующему в суде или в управляющей деятельности государственных учреж­дений.

Задача юриста, согласно Раймонду Луллию (1234—1315 гг.), заключается в том, чтобы "позитивное право редуцировать к пра­ву естественному и согласовать с ним". На практике это свелось к выработке умения укреплять престиж и властный авторитет права писаного при помощи указания на его близость и согласованность с правом естественным. Для этого приходилось "немало изощрить ум юриста и само профессиональное искусство толкования права" (А. Стоянов).

Некоторые постглоссаторы рассматривали естественное пра­во как одну из "лучших частей римского права" (наряду с пра­вом народов), которая имеет универсальный характер и потому подходит для всех времен и народов. Однако такому восторжен­ному практицизму мешали сами факты реального усвоения рим­ского права. Полной рецепции римского права нигде никогда не было и не могло быть по той причине, что и сам Свод Юсти­ниана не был ни полным, ни полностью адекватным собранием римских узаконений всех времен. Некоторые важнейшие положения римского права были восприняты в сильно искаженном или заново перетолкованном виде. Например, первыми наслед­никами и перетолкователями стали христианская церковь и xpистианские общины, хотя сами они были сообществами, основан­ными не на праве, а скорее на известных моральных заповедях и, кроме того, идеях аскетизма, религиозно-общинной солидар­ности и т.д.

К началу XVI столетия схоластические приемы изучения рим­ского права утрачивают общественные симпатии и возвышаются приемы гуманистического направления — источники права начи­нают изучать в их связи с живой действительностью, а также с античной литературой, историей, искусством. В отличие от глос­саторов и постглоссаторов гуманисты рассматривали право с фи­лологической и исторической сторон и вместо комментирования фрагмента за фрагментом приступали к систематическому изложе­нию права.

Значение римского права в общественной жизни средневеко­вой Европы можно резюмировать следующим образом. Во-первых, оно позволило раскрыть многие закономерности в эволюции пра­ва, которые не были выявлены в процессе изучения истории права отдельных стран, и, во-вторых, дало возможность понять многое и в самой социальной организации стран Западной Европы. Рим­ское право стало фактором интеграции и гармонизации интересов различных средневековых корпораций (государственных, церков­ных, городских). Оно стало авторитетной системой особого рода мышления и формулирования ценностей духовного и практическо­го назначения. Не менее существенна роль римской юридической конструкции, воспринимающей в качестве субъекта правоотноше­ний абстрактного (внесословного) человека и давшей впоследствии возможность для конструирования неких исходных и "естествен­ных" прав человека в делах и заботах общеустроительных (консти­туционных).

4.5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1