Допустимость действий (бездействия) хозяйствующих субъектов

Печать

Ст. 13 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает допустимость действий (бездействия), соглашений, согласованных действий, сделок, иных действий хозяйствующих субъектов.

Действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные ч. 1 ст. 10 Федерального закона (те, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц), могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), иными действиями

1) не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке,

2) не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также

3) если их результатом является или может являться:


 

Таким образом, при соблюдении вышеприведенных условий допустимыми могут признаваться следующие действия (бездействия) хозяйствующих субъектов:

    1. экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства (п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции);
    2. создание дискриминационных условий (п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о конкуренции);
    3. создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Итак, по ст. 13 допустимость возможна всего в трех случаях. Признание допустимыми действий (бездействия) хозяйствующих субъектов как в соответствии с данными положениями, предусмотренными ст. 13, так и в других случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, осуществляется антимонопольном органом в процессе его контрольно-надзорной антимонопольной деятельности.

Однако допустимость действий (бездействия) хозяйствующих субъектов регламентируется не только в ст. 13 Закона о защите конку-ренции, но также и в ст. 10 этого же Закона. При этом в ст. 10 не указываются непосредственно сами критерии допустимости, но содержатся ссылки на различные виды нормативных правовых актов – законы, акты Президента и Правительства России и других органов власти, и даже на судебные акты, в которых такая допустимость может быть установлена в отношении неограниченного числа случаев или конкретного хозяйствующего субъекта, конкретного казуса.

Например, согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 запрещается навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и/или прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, норма-тивными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования). Иными словами, навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора, возможно, только если это предусмотрено, причем прямо предусмотрено, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. Как видим, по этому пункту допустимость может быть введена достаточно широким кругом актов органов государственной власти.

Следует обратить внимание, что

    1. для признания действий (бездействия), указанных в п. 3-5 ч. 1 ст. 10, допустимыми по этому основанию необходимо, чтобы допустимость не просто могла следовать по какому-либо произвольному толкованию из содержания данных актов, но такая допустимость должна быть согласно указанию данных пунктов прямо предусмотрена соответствующими актами органов власти;
    2. среди нормативных правовых актов органов власти названы только нормативные правовые акты федеральных органов власти – федеральные законы, нормативные правовые акты Президента, федеральных органов исполнительной власти, судебные акты (согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ установление основ единого рынка, т.е. в том числе и вопросы конкурентного регулирования, относятся к исключительному ведению Российской Федерации).
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1