Понятие и признаки недобросовестной конкуренции

Печать

Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые

  1. направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности,
  2. противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и
  3. причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции").

Она представляет собой одну из форм злоупотребления правом, выражающуюся в противоправном поведении субъекта рыночных отношений, который посредством недозволенных законом или противоречащих обычаям делового оборота форм реализации своего субъективного права создает помехи в осуществлении его конкурентами своих предпринимательских прав и (или) наносит ущерб потребителям.

В определении недобросовестной конкуренции отсутствует фигура потребителя. Если же ущерб причинён именно им - их права защищаются потребительским законодательством.

Добросовестность хозяйствующего субъекта проявляется в первую очередь в его правомерном поведении, однако действующее законодательство не содержит четкого разграничения между недобросовестностью и противоправностью.

Подробнее

Недобросовестная конкуренция – это один из видов нарушений антимонопольного законодательства, один из возможных вариантов неправомерных действий. В отличие от соглашений, сговоров, зло­употреблений доминирующим положением она обладает существен­ной особенностью: принимается во внимание не только нарушение законодательства, но и прежде всего нравственных норм – норм доб­ропорядочности, разумности, справедливости, а также обычаев дело­вого оборота.

Вместе с тем в отечественной литературе недобросовестная конку­ренция достаточно часто рассматривается как правонарушение.

Не­добросовестная конкуренция – это такое правонарушение, которое со­вершается хозяйствующим субъектом и посягает на отношения в сфе­ре реализации свободы экономической деятельности и осуществления добросовестной конкуренции.

Объективная сторона недобросовестной конкуренции:

Соци­ально-экономический вред – очевидный признак такого правонару­шения, так как недобросовестная конкуренция подрывает добрую, справедливую хозяйственную практику и прямо препятствует откры­тости (прозрачности) товарных и финансовых рынков.

Субъективная сторона недобросовестной конкуренции:

Таким образом, недобросовестная конкуренция – правонару­шение.

Однако вопрос о том, можно ли недобросовестную конкуренцию рассматривать как правонарушение, и если да, то в каких случаях, и соответственно, уместно ли рассмотрение ее признаков через призму состава правонарушения, до настоящего момента не ставился.

Защита от недобросовестной конкуренции признана составной частью охраны промышленной собственности в самом начале прошлого века. В 1990 г. в Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности были включены положения, касающиеся защиты от недобросовестной конкуренции. Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах (п. 2 ст. 10-bis Парижской конвенции).

В середине прошлого века Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собст-венности, включила защиту от недобросовестной конкуренции в перечень прав, составляющих интеллектуальную собственность. И хотя правомерность отнесения защиты от недобросовестной конкуренции к объектам промышленной собственности и интеллектуальной собст-венности соответственно нередко подвергается сомнению, упомянутые факты свидетельствуют о давнем признании мировым сообществом необходимости установления правил ведения конкурентной борьбы.

Признаки недобросовестной конкуренции:

  1. в отличие от монополистической деятельности может осуществляться только действиями, возможность пассивного поведения (бездействия) не предусмотрена;
  2. данные действия будут рассматриваться как правонаруше­ния, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям до­бропорядочности, разумности, справедливости;
  3. целью активных действий субъектов недобросовестной конку­ренции является приобретение преимуществ в предприниматель­ский деятельности;
  4. в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен вред их деловой репутации (причем, достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения вреда деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции).

Гл. 2.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выделяет следующие формы недобросовестной конкуренции путем:

  1. дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации;
  2. введения в заблуждение;
  3. некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром;
  4. приобретения и использования исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг;
  5. использования результатов интеллектуальной деятельности;
  6. создания смешения;
  7. получения, использования, разглашения информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
  8. иных форм недобросовестной конкуренции.
0.5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1