Правовое регулирование межбюджетных отношений в РФ

Печать

Часть 1 ст. 8 Конституции РФ провозглашает: "В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности".

Межбюджетные отношения как правовой институт представляют собой совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.

Подробнее

Основополагающий принцип формирования бюджетов:

  •  самостоятельность формирования бюджетов, выражающаяся в наличии собственных источников доходов и права самостоятельно определять расходование средств.

Часто бюджетам более низких уровней не хватает средств для реализации стоящих перед ними задач, и тогда вышестоящие бюджеты могут направлять дополнительные финансовые средства (источники доходов) нуждающимся бюджетам, что позволяет более рационально и эффективно использовать финансовые ресурсы в масштабе всего государства. 

Сущность и содержание межбюджетных отношений раскрываются в определении,  которое содержится  в  Бюджетном  кодексе  РФ  (ст. 6),  где  межбюджетные  отношения определены как взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Субъекты межбюджетных правоотношений:

Объект межбюджетных правоотношений:

Таким образом, регулирование бюджетных правоотношений (в аспекте межбюджетных отношений) предполагает регулирование отношений:

1) имущественного характера;

Межбюджетные отношения, связанные с распределением денежных (бюджетных) средств между бюджетами бюджетной системы РФ в различных формах, составляют имущественные межбюджетные отношения, и охватываются понятием "межбюджетные трансферты".

Объект указанной группы межбюджетных отношений:

  • бюджетные средства - межбюджетные трансферты в конкретной форме.

В соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации:

  1. Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (направлены на на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ).
  2. Субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
  3. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
  4. Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.
  5. Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ.

Соответственно указанным формам межбюджетных трансфертов межбюджетные отношения делятся на следующие подгруппы: межбюджетные отношения по предоставлению дотаций, межбюджетные отношения по предоставлению субсидий, межбюджетные отношения по предоставлению субвенций, иные межбюджетные отношения.

2) процессуального, организационного характера

Межбюджетные отношения, носящие неимущественный (процессуальный, организационный характер), имеют сутью закрепление доходов бюджетов разных уровней, их распределение и разграничение расходных полномочий, контроль над движением  бюджетных  средств.

Основная цель межбюджетных отношений  неимущественного (процессуального, организационного) характера:

  • обеспечение нормативного регулирования бюджетных отношений.

Они включают отношения по поводу:

  • формирования бюджетной системы РФ;
  • разграничения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы РФ, распределению налоговых отчислений;
  • разграничения и закрепления бюджетных полномочий РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • контроля за использованием денежных средств, распределенных между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • иные отношения по поводу регулирования бюджетных отношений с учетом интересов публично-правовых образований различных уровней.

Регулирование бюджетных отношений предполагает их упорядочение, направление и развитие в процессе функционирования бюджетов.

Межбюджетное регулирование осуществляется, как правило, органами власти вышестоящего уровня путем

выравнивания бюджетной обеспеченности территориальных образований, у которых она ниже минимально необходимого уровня.

Механизм бюджетного регулирования представляет собой совокупность методов (в том числе правовых) и средств, при помощи которых государство воздействует на процессы формирования и использования бюджетных ресурсов. При этом данный механизм оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие страны.

Основа механизма бюджетного регулирования:

  1. правовое закрепление определенного порядка финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства и
  2. организация экономических отношений, возникающих по этому поводу.

По смыслу Бюджетного кодекса РФ необходимость в таком регулировании обусловлена федеративным устройством России. Поскольку межбюджетные отношения обеспечивают территориальное перераспределение финансовых ресурсов и оказывают непосредственное воздействие на социально-экономическое развитие регионов, правовое регулирование межбюджетных отношений реализует конституционные права граждан. Кроме того, необходимость в регулировании межбюджетных отношений возникает в основном тогда, когда у органов власти нижестоящего территориального уровня при формировании бюджетов по объективным причинам не хватает средств от доходных источников, закрепленных на постоянной основе полностью или частично, для обеспечения минимально необходимых расходов в соответствии с возложенными на них функциями и полномочиями.

Подробнее о бюджетном выравнивании

В Бюджетном кодексе РФ используется понятие "бюджетное выравнивание", которое необходимо рассматривать как часть бюджетного регулирования.

Бюджетное выравнивание - это процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью сглаживания различий в  уровнях социально-экономического развития нижестоящих территорий для обеспечения их гражданам государственных гарантий на определенном, минимально допустимом уровне.

Государственные и муниципальные образования одного уровня развиты неодинаково и имеют разные возможности для мобилизации налогов и сборов. Поэтому главной задачей бюджетного выравнивания ставится выделение менее благополучным из них таких средств, которые увеличат доходы их бюджетов до уровня обеспечения расходов в расчете на одного жителя, примерно равного расходам государственных и муниципальных образований среднего достатка.

Большую роль в регулировании межбюджетных отношениях играет Минфин России, в структуре которого находится Департамент межбюджетных отношений (см. Приказ Минфина России от 02.08.2011 N 275 "Об утверждении Положения о Департаменте межбюджетных отношений").

Департамент межбюджетных отношений является структурным подразделением Министерства финансов РФ, обеспечивающим осуществление функций Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности в части взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, муниципальных образований, а также в отраслях жилищно-коммунального хозяйства и взаимоотношений бюджетов субъектов РФ с бюджетами муниципальных образований.

Мировой опыт демонстрирует отсутствие идеальной для всех стран модели межбюджетных отношений в силу огромного влияния политики и исторических традиций на бюджетно-налоговое устройство разных стран. Правильная организация процесса регулирования межбюджетных отношений способна обеспечить относительное выравнивание условий социально-экономического развития федеративного государства. Правовому регулированию межбюджетных отношений отведена не последняя роль.

2.5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1