Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа в составе РФ

Печать

В Российскую Федерацию входят одна автономная область (Еврейская автономная область) и десять автономных округов. Что касается автономной области, то ее сохранение является ско­рее данью традиции, поскольку еврейского населения в ней поч­ти нет. По численности и структуре населения все округа невели­ки и многонациональны. Наибольший удельный вес кореннной национальности в Ненецком автономном округе (16,5%), наи­меньший — в Ханты-Мансийском (1,4%).

Еврейская автономная область входит в Российскую Федера­цию непосредственно. Автономные округа име­ют возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в Российскую Федерацию непосредственно и через другой субъект Федерации (край, область). На этом основании, например, Чу­котский автономный округ в 1992 г. выделился из Магаданской области и непосредственно вошел в состав РФ. Напротив, как указывалось выше, Коми-Пермяцкий авто­номный округ объединился в 2004 г. с Пермской областью, со­ставив новый субъект РФ — Пермский край. 17 апреля 2005 г. состоялся референдум, утвердивший объединение Красноярского края с Эвенкийским и Таймырским автономными округами. Другие же округа сохраняют прежнее состояние. Конститу­ция РФ предусматривает, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного ок­руга может быть принят федеральный закон об автономной об­ласти, автономном округе. Принятие такого закона, следователь­но, необязательно, это зависит от желания самой автономии.

Правовое положение автономных округов в известной мере противоречиво:

  1. автономный округ, как выте­кает из Конституции РФ, может входить «в состав края или об­ласти» (большинство являются как раз такими);
  2. округ, как и край, и область, рассматривается Конституцией как равноправный субъект РФ.

Это пример коллизии в конституционном праве. Чтобы разрешить это противоречие, Конституция РФ пре­дусматривает, что отношения таких округов могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государст­венной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области (могут, но не должны!). Такой договор тем не менее был заключен между администраци­ей Тюменской области и администрациями Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, но он не снял напря­жения между сторонами в отношении понимания самостоятель­ности округов. Договорная форма отношений «вхождения» не устраняет в полной мере разногласий в отношении того, является ли территория округа частью территории области (края) или нет, из чего следует решение вопроса о пределах властвования орга­нов государственной власти области (края).

В постановлении от 14 июля 1997 г. по делу о толковании консти­туционного положения о вхождении округа в состав края, области Конституционный Суд РФ признал, что равноправие субъектов РФ не исключает вхождения округа в край, область, вхождение одного субъекта в состав другого, является реальным лишь в том случае, ес­ли происходит включение его территории и населения в состав тер­ритории и населения другого субъекта, что не означает поглощения. В связи с этим население округа вправе участвовать в выборах орга­нов государственной власти края, области.

В 2003 г. дополнениями к Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» установлено, что большинство полномочий по предметам совместного ведения осуществляется органами го­сударственной власти края, области на всей территории края, об­ласти,   включая   территорию   автономного   округа.   Однако   попредметам исключительного ведения полномочия осуществляют­ся округом самостоятельно.

Автономная область и автономные округа в равной мере со всеми субъектами Федерации представлены в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъ­екта Федерации), а также избирают депутатов в Государственную Думу. Это обеспечивает им представительство в законодательном органе Федерации.

Автономия как способ защиты национальных интересов граж­дан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего националь­но-культурного развития нашла отражение в Федеральном зако­не «О национально-культурной автономии» (в редакции от 30 ноября 2005 г.). Национально-культурная автономия — это форма национально-культурного самоопределения, представляю­щая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их доб­ровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образова­ния, национальной культуры.

Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональ­ными, федеральными. Они учреждаются соответственно на об­щих собраниях, конференциях и съездах, на которых образуются органы внутреннего управления автономии. Порядок формирова­ния, функции и названия таких органов определяются националь­но-культурными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством РФ об общественных объ­единениях. Регистрация национально-культурной автономии про­ходит в органе юстиции в порядке, предусмотренном законода­тельством РФ.

Национально-культурная автономия имеет право:

  1. получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для со­хранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;
  2. обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, пред­ставляя свои национально-культурные интересы;
  3. создавать средства массовой информации в порядке, уста­новленном законодательством РФ, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;
  4. сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценно­стям;
  5. следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
  6. создавать образовательные и научные учреждения, учрежде­ния культуры и обеспечивать их функционирование в соответст­вии с законодательством РФ;
  7. участвовать через своих полномочных представителей в дея­тельности международных неправительственных организаций;
  8. устанавливать на основании законодательства и поддержи­вать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных госу­дарств.

Федеральными законами, конституциями (уставами), закона­ми субъектов РФ национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры. Участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан РФ, равно как и национальная принадлежность не мо­жет служить основанием для ограничения их участия или неуча­стия в деятельности национально-культурной автономии.

В Законе четко зафиксировано, что право на национально-культурную автономию не является правом на национально-тер­риториальное самоопределение. Осуществление этого права не должно наносить ущерба интересам других этнических общно­стей.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1