Источники налогового права. Налоговое законодательство и дополнительные источники налогового права

Печать

Общая характеристика источников налогового права

Подробнее об источниках права

В мировой юриспруденции термин «источник права» приме­няется в значении внешней формы объективизации, выражения права или нормативной государственной воли. Современное по­нимание источников налогового права не вызывает существен­ных разногласий.

Источники права установлены и прямо обозначены Консти­туцией РФ:

  • международные договоры РФ (ст. 15);
  • федеральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и др.);
  • федеральные законы (ч. 2 ст. 76 и др.);
  • указы и распоряжения Президента (ч. 1 ст. 90);
  • по­становления и распоряжения Правительства (ч. 1 ст. 115);
  • кон­ституции (ст. 66) и законы (ст. 72) республик в составе РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ч. 2 ст. 5);
  • законы и иные акты субъектов Федерации (ст. 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125), Федеративный и иные государственно-правовые дого­воры (ч. 3 ст. 11, ст. 125);
  • решения органов местного самоуправ­ления (ч. 2 ст. 46).

Система источников налогового права включает множество элементов, представляющих собой нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения.

Источником налогового права может считаться нормативно-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового пра­вонарушения.

Источники налогового права — это внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представительных и исполни­тельных органов государственной власти и органов местного само­управления, содержащие нормы налогового права.

Содержанием источников налогового права являются право­вые нормы, регулирующие вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового кон­троля и отношения по привлечению к ответственности за со­вершение налогового правонарушения.

Обобщенное представление об источниках налогового права дают ст. 1 и 7 НК РФ, соглас­но которым к источникам налогового права относятся:

  1. Конституция РФ (в данных статьях не указана);
  2. международные договоры РФ;
  3. законы (феде­ральные и субъектов РФ);
  4. иные нормативные правовые акты о налогах и сборах.

Источники налогового права призваны выполнять две взаи­мосвязанные задачи:

Нормативные правовые акты о налогах и сборах имеют оп­ределенные особенности вступления в законную силу. Согласно общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии следующих двух условий процедурного характера:

  1. не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования;
  2. не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

С учетом соблюдения двух названных условий в самом акте о налогах или сборах устанавливается конкретная дата вступле­ния в законную силу. Официальными источниками опублико­вания нормативных актов о налогах или сборах служат «Собра­ние законодательства РФ», «Российская газе­та» или «Парламентская газета».

Свойства источников налогового права (как и любого другого):

Харак­терные черты источников налогового права

  1. Источники  налогового  права  регулируют  общественные отношения, составляющие предмет налогового права.
  2. Источники налогового права принимаются только теми ор­ганами государства или местного самоуправления, правотворче­ская компетенция которых прямо предусмотрена НК РФ. Во­просы, регулирующие налогообложение, не могут выноситься на референдум.
  3. Налоговое право, являясь кодифицированной подотраслью финансового права, регулируется не только НК РФ. Источники налогового права характеризуются множественностью, обуслов­ленной принципом разделения властей и федеративной приро­дой российского государства. Согласно п. «и» ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении федерального центра и субъек­тов РФ.

Конституция РФ как источник налогового права

Конституция РФ как источник налогового права

В правовой системе РФ, как и любого го­сударства, особое место занимает Конституция РФ. Высшая юридическая сила Конституции РФ в иерархии источников налогового права обусловлена свойствами Основного закона, отличающими его от актов текущего законодательства.

В состав элементов юридических свойств Конституции РФ входят:

  • верховенство в системе законодательных актов государ­ства;
  • нормативность, прямое действие на всей территории РФ;
  • особый порядок принятия и изменения;
  • обеспеченность конституционным контролем.

Названные при­знаки позволяют рассматривать Конституцию РФ как главный источник налогового права и основу нормативно-юридического ре­гулирования общественных отношений по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а так­же относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Конституционные нормы могут непосредственно регулировать отношения налоговой сферы, но чаще всего это регулирование осуществляется посредством развития конституционных основ в текущем налоговом законодательстве.

Конституция РФ определяет исходное начало, отправную точку налогового права — обязанность каждого платить законно установленные налоги (ст. 57).

Конституционные основы налоговой деятельности подразде­ляются на политические, экономические и организационные тре­бования.

Политико-правовые основы налоговой деятельности закрепля­ются посредством установления Конституцией РФ организации власти (ст. 10), коренных целей построения демократического общества, правового государства с развитой системой федера­лизма (ч. 1 ст. 1). В этой связи конституционными основами налоговой деятельности следует считать федерализм, законность, демократизм, разделение властей, публичность, гласность, рав­ноправие субъектов РФ и т.п., т.е. общие неизменные начала конституционного строя, закрепленные в главе 1 Основного закона.

Экономико-правовые основы налоговых отношений основаны на принципе единства экономического пространства (ст. 8), за­крепленном в главе 1 Конституции РФ, регулирующей основы конституционного строя, и на принципе запрета установления препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74), закрепленном в гл. 3 «Федера­тивное устройство». Подобный «двойной» фундамент свидетель­ствует об огромной значимости экономических основ налоговой деятельности государства, ибо эти постулаты законодатель рас­сматривает одновременно в качестве правовой базы и гарантии федеративного устройства России. Единство экономического про­странства является одним из принципиальнейших условий су­ществования федеративного государства.

Организационно-правовые основы налоговых отношений, опре­деляющие организационную структуру власти и местного само­управления, в Конституции РФ закреплены в виде разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъекта­ми, а также разграничения компетенции между органами власти общефедерального, субфедерального и муниципального уровня (ст. 12, 71-73, 130-132).

В рассматриваемую группу целесообразно включить и нормы Конституции РФ, определяющие основные начала деятельности государственных органов в налоговой сфере:

  • ч. 3 ст. 104, уста­навливающая обязательность заключения Правительства РФ по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты;
  • ст. 106, устанавливающая обязательность рассмот­рения в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сбо­ров.

Законы по вопросам федеральных налогов и сборов прини­маются в порядке осуществления особой процедуры, установ­ленной законодательными нормами.

Направляющее воздействие Конституции РФ на налоговые отношения осуществляется принципами-законоположениями (т.е. нормами, содержащими в себе только некоторую общую идею) и принципами-нормами (т.е. нормами, не требующими принятия специальных законов). Последняя группа принципов обладает четко выраженным регулятивным потенциалом.

Конституция РФ содержит концентрированное норматив­ное выражение правовых начал налоговых отношений. Основ­ной закон не может и не должен стремиться к всеохватываю­щему детальному регулированию, поскольку его сущность вы­ражается главным образом в стабильности и долгосрочности.

 


 

Федеральные нормативные акты о нало­гах и сборах

Структура федеральных нормативных правовых актов о нало­гах и сборах включает:

НК РФ занимает ведущее место в системе ис­точников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты о налогах и сборах могут быть приняты только при условии соответствия Кодексу.

В настоящее время НК РФ состоит из двух час­тей.

Часть первая устанавливает:

Часть вторая регу­лирует порядок введения и взимания конкретных видов налогов.

НК РФ рассчитан на применение в качестве нормативного правового акта прямого действия, исключающего, как правило, детализацию или разъяснение подзаконными нор­мативными актами.

В систему источников налогового права также входят нало­говые законы общего действия и законы о конкретных налогах.

К законам общего действия относятся нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус налоговых органов, какой-либо группы налогоплательщиков или налогообложения опреде­ленного вида имущества. Необходимость принятия федеральных законов о налогах и сборах предусмотрена рядом статей Налого­вого кодекса РФ. Например, п. 4 ст. 23 НК РФ обязывает нало­гоплательщиков представлять в налоговый орган налоговые дек­ларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В группу федеральных источников налогового права также можно отнести Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и др. Законы о конкретных видах налогов определяют порядок их исчисления и уплаты.

Нормы, регулирующие налоговые отношения, содержатся не только в специальных налоговых законах, но и в законах нена­логового характера. Подобный разброс источников налогового права объясняется тем, что разнообразные функции налогов ох­ватывают разноплановые сферы социально-экономических от­ношений и многие сферы государственной деятельности нуж­даются в дополнительных налоговых льготах в целях развития здравоохранения, образования, культуры и т.п.

Федеральные подзаконные нормативные акты о налогах и сборах

В систему источников налогового права федерального уровня входят также подзаконные нормативные правовые акты о налогах и сборах, изданные органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов. К числу органов, наде­ленных правом налогового нормотворчества, относятся Прези­дент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Ми­нистерство экономического развития и торговли РФ, Централь­ный банк РФ и др. Названные органы издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только в предусмотренных законодательством случаях.

При этом нормативные правовые акты Президента РФ и ор­ганов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, т.е. не могут детализиро­вать законодательные нормы, регулирующие порядок и условия уплаты налогов, а также вводить новые или изменять, дополнять существующие налоги и сборы. Подзаконный нормативный акт о налогах и сборах, затрагивающий права или обязанности фискально обя­занных лиц, приобретает юридическую силу только при одновре­менном соблюдении следующих условий:

 


 

Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления в системе источников налогового права

Правовой статус субъектов РФ наделяет их законодательные (представительные) и исполнительные органы власти (админист­рации, правительства и т.д.) правом в пределах своей компетенции принимать законы и иные нормативные правовые акты, уста­навливающие нормы налогового права. Законодательство субъ­ектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных норматив­ных правовых актов, принятых по вопросам налогообложения.

На муниципальном уровне нормативные правовые акты о местных налогах и сборах принимаются представительными ор­ганами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, муниципальные исполнительные ор­ганы имеют право издавать нормативные правовые акты по во­просам, связанным с налогообложением.

Субъекты РФ и органы ме­стного самоуправления могут вводить только те налоги и сборы, перечень которых предусмотрен Налоговым кодексом РФ как федеральным законом. Данное правило следует из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным зако­ном, а налог всегда является ограничением права частной собст­венности. Развивая положения Конституции РФ, ст. 12 НК РФ и п. 1 ст. 64 БК РФ прямо запрещают субъектам РФ и органам ме­стного самоуправления вносить элементы новизны в налоговую систему России. Следовательно, относительно установления ре­гиональных и местных налогов и сборов региональное и муници­пальное правотворчество носит усеченный (ограниченный) харак­тер и распространяется только на сферу введения налогов, отне­сенных Налоговым кодексом РФ к региональным или местным.

Правотворчество субъектов РФ и муниципальных образований в налоговой сфере носит характер предварительно санкциониро­ванного со стороны государства.

Характерные признаки нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований в качестве источников налогового права:

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1