Государственность Древнего Египта

Печать

Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современно­го Египта сложилось единое государство, ставшее важным элемен­том древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или шумеро-аккадская.

Характерные черты политического устройства египетского общества (как и мно­гих других древневосточных обществ):

    1. политическая власть сосредоточена в одном центре;
    2. права и собственность разных общественных групп определяются центральной властью;
    3. сам принцип собственности слабо гарантирован властью;
    4. в обществе и государстве преобладает произвол, суть ко­торого в том, что властвует облеченный властью человек, а не существующий закон (деспотизм фараона).

Централизованный деспотизм характеризуется с административной точки зрения тремя главными областями правительственного властного регулирования:

Социальная иерархия Древнего Египта:

    1. жрецы во главе с фараоном;
    2. высшие вельможи;
    3. чиновники;
    4. стражи;
    5. земледельцы (общинники);
    6. рабы.

Общественные институты включали общину, патриархальную семью, различные управляющие сословия: чиновников, жрецов, писцов, контролеров. В хозяйствах вельмож трудились их люди, состоявшие помимо надсмотрщиков из подневольной "челяди" и домашних рабов.

Формы землевладения Древнего Египта:

Главными сословиями считались жрецы и воины, второстепенными — земледельцы, ремесленники и пастухи. Геродот упоминает еще о кастах торговцев, толмачей и корабельщиков. Принадлежавшие к военному сословию владели вместе со своими семьями земельными участками, которые предоставлялись им взамен жалованья, оружием их снабжали с казенных складов. Жрецы были самой почитаемой частью населения за их образ жизни, соответствующий строгим правилам, что касается чисто­ты и пищи, а также за их знания и многочисленные умения, включая вычисление периодов разлива Нила, строительство храмовых комплексов, создание других произведений искусства стро­ительного, живописного и словесного. Именно жрецам Египет был обязан устройством и развитием своего богослужения и понятий религиозного мировосприятия, составлением и изданием законов (которые, к сожалению, до нас не дошли), созданием письменно­сти. В качестве людей образованных и искусных в письме они имели предпочтение перед другими в занятии административных и судейских должностей.

Периодизация истории Древнего Египта

Историю Древне­го Египта подразделяют на периоды, совпадающие со временем существования отдельных царств и правящих династий. Таких пе­риодов насчитывают пять:

    1. Раннее царство (додинастический Еги­пет);
    2. Древнее;
    3. Среднее;
    4. Новое;
    5. Позднее,

а правящих династий на протяжении почти 3 тысячелетий — всего 31.

Раннее царство (3200—2778 гг. до н.э.) существовало в усло­виях общинного землепользования: верховным собственником зем­ли считалось номовое государство (во главе с номархом и своим религиозным центром), в пользу которого взималась часть доходов с этой земли. В додинастическом Египте существовал также сек­тор царского хозяйства со своими вельможами, чиновниками, по­датным населением и рабами из числа пленных.

В период Древнего царства (2778—2260 гг. до н.э.) возни­кает централизованное государство с упорядоченной администра­тивной, судебной, военной и финансовой иерархией. Много вни­мания уделяется заботам об орошении и организации обществен­ных работ. Члены царского дома занимают многие высшие ад­министративные и культовые должности — верховных сановни­ков, военачальников, хранителей сокровищ, верховных жрецов. Первым сановником в системе централизованного бюрократического управления был везир (чатти), ведавший судом, местным управлением, государственными мастерскими и хранилищами. По некоторым данным, чатти одновременно состоял в родстве с верховным правителем. Хозяйственная деятельность концентриро­валась на уровне земледельческих общин и царских и храмовых владений.

Среднее царство (2040—1786 гг. до н.э.) становится временем расцвета, называемым также веком строительства пирамид. Про­исходит рост рабовладельческих и частных хозяйств, расслоение общины с обособлением мелких собственников. Возникают крупные поселения, становящиеся городами-государствами и названные греками номами. Иероглиф, обозначавший ном, изображал землю с кусочком реки и прямоугольной сетью отводных каналов. Возрос­шее со временем соперничество номов привело к ослаблению стра­ны Верхнего и Нижнего Египта, и она на время стала добычей вторгшихся племен гиксосов.

Новое царство (1580—1085 гг. до н.э.) отмечено возвышени­ем жречества и оформлением теократической деспотии, управля­емой бюрократизированным жречеством и наместниками в номах. Чатти становится первым и высшим администратором, управляю­щим из столичной канцелярии всем земельным фондом страны, всей системой водоснабжения. Он осуществляет верховный судеб­ный надзор и организует контроль над всем податным населени­ем. В этот период при фараоне Тутмосе III (XV в. до н.э.) Египет­ское государство простирается от нильских порогов до Средизем­ного моря и до Северной Сирии на востоке.

Позднее царство (1085—332 гг. до н.э.) становится временем упадка, соперничества жречества и вельмож и одновременно пе­риодом борьбы с частыми внешними агрессиями. Последним и ре­шающим событием для древней цивилизации стало завоевание Египта Александром Македонским.

Характерной особенностью внутриполитической жизни была борьба за власть и влияние между фараонами, жрецами и крупными вельможами. Фараон чаще всего воспринимался как сын и наместник бога на земле, пользующийся его непререка­емым авторитетом, но в то же время послушный его воле и символическим указаниям. При этом напоминать ему о боже­ственных велениях были вправе только люди определенного сословия и религиозно-культового ранга, т.е. верховные жрецы храмов. Статусная власть фараона обреталась в сложной борьбе между представителями различных фракций и слоев господству­ющего класса, и прежде всего представителей жреческого и бюрократического сословий (сановники, наместники, советники, писцы и др.).

Древний Египет обладал развитой письменностью с двумя ос­новными видами письма — иероглифическим (рисуночным) и иера­тическим (скорописным). Знатоки и умельцы этого рода заня­тий — писцы — были в большом почете.

Древнеегипетское право

Древние египтяне, как и другие народы, выводили свое за­конодательство из божественных установлений, и поэтому нормы древнеегипетского права были в то же время нормами религиоз­ного происхождения и назначения. Легитимации власти и управле­ния содействовали характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике всех правил человеческого общения, включая правовое общение.

В египетской древности сведе­ния о путях обретения справедливости, о надлежащем обществен­ном устройстве и об образе жизни содержались главным образом в мифах и основанных на мифах текстах, преданиях и художе­ственно-изобразительном творчестве. Правовые идеи и ценности, таким образом, отражались и воплощались как в законах, судеб­ных решениях и принципах деятельности властных учреждений, так и в многочисленных формах устного и письменного творчества: настенных надписях, поучениях искусству жизни, в стандартных школьных поучениях, жизнеописаниях и преданиях о "сердце и словах" (о мыслях и приказах) богов и фараонов.

Для статусных отношений весьма характерным было равно­правие мужчины и женщины в частных и публичных сферах жиз­ни, подчиняющихся требованиям закона.

Наследование осуществлялось по закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были вре­мена, когда дети получали равные наследственные доли. В отсут­ствие детей жена становилась единственной наследницей. У древ­них египтян была также возможность обойти предписания закона путем составления особого завещания, официально регистрируе­мого в пользу тех или иных своих детей, в том числе и дочерей.

Собственность и договорные отношения. Наряду с царскими и храмовыми хозяйствами ведущее положение занимали хозяйства вельмож. Они состояли из центральной усадьбы и владений (дво­ров и поселений). У каждого вельможи был "домоправитель", ко­торый отвечал за управление хозяйством. Ему были подчинены писцы, хранители ведомостей, мерщик и счетчик зерна.

Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной точностью и подробностями и скреплялись затем подписями многих свидетелей.

Суд и процесс. Главной целью судебного разбирательства и выносимых решений было пресечение возможности повторного преступления. Так, фальшивомонетчикам отрубали обе руки, ви­новных в выдаче государственной тайны лишали языка, подделы­вателю документов или мер и весов отрубали одну руку.

Судебные инстанции претерпели известную эволюцию. В древ­ности важную роль выполняли суды в рамках общинного самоуправ­ления: они разрешали споры о земле, водопользовании и некоторые внутрисемейные конфликты. В номах функции судей выполняли номархи. Высший надзор за чиновниками осуществляли фараон и везир. Судебные функции выполняли также храмовые служители.

Судебный процесс носил обвинительный характер с устными выступлениями сторон и с письменными или устными свидетель­ствами. В решении указывались его законные мотивы. Судебная иерархия установилась только в уголовных делах. Мелкие дела рассматривались чиновниками на местах, крупные слушались с участием фараона, либо великого везира. Идеалом судебного ре­шения считалась "строгая справедливость", даже если речь шла о заговоре против фараона.

Решению дел обычно предшествовало письменное производ­ство: жалоба и ответ на нее, возражение на это, ответ и новое опровержение.

Цель судейского участия в делах управления государством выгля­дит очень древней по происхождению и назначению — умиротво­рение конфликтующих и непослушных.

Все наказания отличались жестокостью — с телесными муче­ниями (битье) и членовредительными действиями (нанесение рва­ных ран), с обращением в рабство за совершаемые преступления. Умерщвление раба наказывалось смертью наравне с убийством египтянина. То же наказание угрожало клятвопреступнику. Существовала прак­тика осуждения за преступления в виде подневольной работы на рудниках по добыче золота в южных районах Позднего царства (район Напата и Мероэ).

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1