Подряд на выполнение работ для государственных нужд

Печать

О процедуре принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта см. Письмо ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 "О рассмотрении обращения"

Понятие государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ

Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (ст. 763 ГК).

Как и другие подрядные договоры, государственный (муниципаль­ный) контракт по своей юридической природе является консенсуальным, двусторонним и возмездным договором.

Особенности, позволяющие выделять государственный (муниципаль­ный) контракт на выполнение подрядных работ в от­дельный вид договора подряда:

  • основанием заключения государственного контракта является государственный или муниципальный заказ, размещаемый путем проведения торгов или запроса котировок цен на выполнение работ;
  • подрядные работы, составляющие предмет государственного (муни­ципального) контракта, должны быть предназначены для удовлетво­рения государственных (муниципальных) потребностей;
  • оплата подрядных работ, выполняемых по государственному (муни­ципальному) контракту, должна финансироваться за счет средств со­ответствующих бюджетов и внебюджетных источников;
  • в роли заказчика выступают получатели средств бюджета (государственный (местный) орган, обладающий необ­ходимыми инвестиционными ресурсами, действующий, как пра­вило, от имени государства — Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также органы управления внебюджетными фондами, бюджетные учреж­дения и т.д.);
  • отношения, вытекающие из государственного (муниципального) контракта, подлежат особому правовому регулированию.

Смысл выделения среди отдельных видов договора подряда госу­дарственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд «состоит в том, что для достаточно четко обозначенной области отношений, связанной с удовлетворением общих для государства как такового потребностей, создается особый правовой режим» (Брагинский М.И., Витрянский В.В. ).

Правовое регулирование отношений по выполнению подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд

Государственный (муниципальный) контракт на выполнение под­рядных работ для государственных (муниципальных) нужд регулируется в первую очередь специальными правилами ст. 763-768 ГК.

Общие положе­ния о договоре подряда могут применяться к отношениям, вытекающим из государственного (муниципального) контракта, лишь при отсутствии таких специальных правил.

Характерные особен­ности регламентации:

  1. Государственным (муниципальным) контрактом на вы­полнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд (и соответственно специальными правилами о нем) могут охватываться как строительные работы (ст. 740 ГК), так и проектные и изыскательские работы (ст. 758 ГК), предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муници­пального образования. Следовательно, в соответствующих случаях к рас­сматриваемым отношениям должны применяться правила о договоре строительного подряда и о договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, естественно, если указанные отношения не уре­гулированы специальными правилами о государственном (муниципаль­ном) контракте. Общие положения о подряде подлежат субсидиарному применению лишь в том случае, если иное не установлено как специ­альными правилами о данном государственном (муниципальном) кон­тракте, так и правилами о договоре строительного подряда и договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
  2. Основания и порядок заключения государственного (му­ниципального) контракта определяются в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК, которыми установлены основания и порядок заклю­чения государственного (муниципального) контракта на поставку то­варов для государственных (муниципальных) нужд (т.е. содержащиеся в названных статьях нормы приравниваются к специ­альным правилам о государственном (муниципальном) контракте и потому подлежат приоритетному применению как перед общими положениями о договоре подряда, так и перед правилами о договоре строительного подряда и договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ).
  3. В соответствии со ст. 768 ГК отношения по государст­венным (муниципальным) контрактам на выполнение подрядных ра­бот для государственных (муниципальных) нужд в части, не урегулиро­ванной ГК, должны регулироваться законом о подрядах для государст­венных или муниципальных нужд (к числу источников правового регу­лирования государственного (муниципального) контракта на выпол­нение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд могут быть отнесены следующие федеральные законы: Закон о поставках продукции; Закон о государственном оборонном заказе; Закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение ра­бот, оказание услуг; отдельные положения имеются и в Бюджетном кодексе, а также ряде правовых актов, принятых (утвержден­ных) указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).

Элементы государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ

Предмет государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ

Предмет государственного (муни­ципального) контракта составляют

  1. подрядные работы, предназначенные для удовлетво­рения государственных (муниципальных) потребностей;
  2. действия по передаче (и, соответственно, приему) их результата.

Стороны государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ

Сторонами в государственном (муниципальном) контракте на вы­полнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд являются

  • государственный (муниципальный) заказчик;
  • подрядчик.

Ст. 764 ГК предусмотрено, что в роли государственного заказ­чика по государственному контракту могут выступать

  • государственные органы (в том числе органы государственной власти),
  • органы управления государственными внебюджетными фондами,
  • казенные учреждения,
  • иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В соответствии с п. 3 ст. 764 ГК по муниципальному контракту муниципальными заказ­чиками могут быть

  • органы местного самоуправления,
  • иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Истинным государственным (муниципальным) заказчиком во всех случаях должно признаваться публично-правовое образование: Рос­сийская Федерация, ее субъект или муниципальное образование.Вместе с тем публично-правовое образование в лице его компетент­ного органа в целях удовлетворения государственных (муниципальных) потребностей в строительных и проектно-изыскательских работах мо­жет выбрать иную структуру договорных связей: оставив за собой роль инвестора, оно вправе делегировать часть своих функций заказчику (за­стройщику) на основе отдельного инвестиционного договора. Тогда по­следний заключает от своего имени с подрядчиком договор подряда на выполнение проекта и осуществление строительных работ.

Подрядчиком по государственному контракту в со­ответствии со ст. 764 ГК может выступать юридическое лицо или гражданин (последний должен иметь статус индивидуаль­ного предпринимателя). Вместе с тем законодательством о проведе­нии торгов в целях размещения заказов для государственных (муни­ципальных) нужд, а также правилами о заключении государственных

Заключение, содержание и исполнениегосударственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ

Государственный (муниципальный) контракт заключается на ос­нове государственного (муниципального) заказа на выполнение подряд­ных работ для государственных (муниципальных) нужд.

Основной спо­соб размещения государственных (муниципальных) заказов состоит в проведении открытых или закрытых торгов (конкурсов). В этом слу­чае заключение государственного (муниципального) контракта с под­рядчиком, объявленным победителем конкурса, для государственного (муниципального) заказчика является обязательным.

Специальным основанием заключения государственного контрак­та на выполнение подрядных работ для государственных нужд служит Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, который ежегодно формируется Министерством экономического раз­вития РФ и подлежит утверждению Правительством РФ.

Порядок заключения государственного (муниципального) контракта дифференцирован в зависимости от способа размещения государствен­ного (муниципального) заказа на выполнение работ для государствен­ных (муниципальных) нужд.

При проведении торгов государственный (муниципальный) контракт с подрядчиком, победившим на торгах, должен быть заключен государственным (муниципальным) заказчи­ком не позже чем через 20 дней со дня проведения торгов. В противном случае подрядчик — победитель торгов вправе обратиться в арбитраж­ный суд с иском о понуждении государственного (муниципального) заказчика к заключению контракта и потребовать возмещения убыт­ков, вызванных уклонением последнего от его заключения.

В случаях, когда государственный (муниципальный) контракт оформ­ляется на основе доведенного до подрядчика и принятого им государст­венного (муниципального) заказа на выполнение подрядных работ, проект контракта сначала разрабатывается государственным (муниципальным) заказчиком и на­правляется подрядчику, который должен рассмотреть и подписать его в 30-дневный срок со дня его получения и возвратить один подписанный экземпляр государственному (муниципальному) заказчику. Если под­рядчика не устраивают отдельные условия проекта контракта, он в тот же срок должен возвратить государственному (муниципальному) заказ­чику подписанный проект контракта вместе с протоколом разногласий по отдельным его условиям. В тот же 30-дневный срок подрядчик может уведомить государственного (муниципального) заказчика о своем отка­зе от заключения государственного (муниципального) контракта.Государственному (муниципальному) заказчику предоставляется 30 дней для рассмотрения полученного от подрядчика протокола раз­ногласий к контракту. В течение указанного срока государственный (муниципальный) заказчик может сообщить подрядчику о принятии его редакции спорных условий либо об отклонении протокола разно­гласий. В последнем случае, а также при истечении 30-дневного сро­ка разногласия по государственному (муниципальному) контракту мо­гут быть переданы контрагентом стороны, обязанной заключить кон­тракт, в срок не позднее 30 дней на рассмотрение арбитражного суда. Если же сторона, для которой заключение контракта является обяза­тельным, уклоняется от его заключения, другая сторона может обра­титься в арбитражный суд с иском о понуждении к заключению государ­ственного (муниципального) контракта.

Однако соблюдения формального порядка и сроков действий сторон по оформлению договорных отношений еще недостаточно для призна­ния государственного (муниципального) контракта заключенным. Не­обходимо, чтобы сторонами было достигнуто соглашение по всем суще­ственным условиям контракта (п. 1 ст. 432 ГК).

Для государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд в ст. 766 ГК предусмотрен перечень его существенных условий, к которым отнесены следующие условия:

  • об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы;
  • о сроках ее начала и окончания;
  • о размере и порядке финансирования и оплаты работ;
  • о способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Кроме того, в случаях, когда государственный (муниципальный) контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение под­рядных работ для государственных (муниципальных) нужд, его условия определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или за­проса котировок цен на работы и представленным на конкурс предложе­нием подрядчика, признанного победителем (п. 2 ст. 766 ГК).

Круг условий, составляющих содержание государственного (муни­ципального) контракта (в том числе и существенных условий), расши­ряется специальным законодательством.

Например, в силу п. 3 ст. 72 БК в государственный (муниципальный) контракт должно быть включено «обязательное условие» о выплате неустойки на случай нарушения ис­полнителем своих обязательств (впрочем, данное требование корреспон­дирует положению ст. 766 ГК о необходимости предусматривать в госу­дарственном (муниципальном) контракте условия о способах обеспече­ния исполнения обязательств сторон). Законом о поставках продукции предусмотрена возможность включения в государственный контракт условий, обеспечивающих контроль со стороны государственного за­казчика (без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика) за ходом работ, а также условий о консультативной и иной помощи подрядчику, оказываемой государственным заказчиком.

Поскольку предмет государственного (муниципального) контракта мо­гут составить подрядные строительные работы и (или) проектные и изы­скательские работы, при определении круга его существенных условий необходимо учитывать также правила, регулирующие соответственно до­говор строительного подряда и договор подряда на выполнение проект­ных и изыскательских работ с учетом общих положений о договоре под­ряда, применяемых к названным договорам.

Пример

Например, если государст­венным (муниципальным) контрактом предусматривается выполнение строительных работ, такой контракт обязательно должен включать усло­вие о составе и содержании проектно-технической документации, а также о порядке и сроке ее подготовки (п. 2 ст. 743 ГК). Если же по государст­венному (муниципальному) контракту подлежат выполнению проектные и изыскательские работы, такой контракт не может обойтись без условий, конкретизирующих порядок и сроки передачи подрядчику задания на проектирование и иных исходных данных, необходимых для состав­ления проектно-технической документации (ст. 759 ГК).

В силу отсутствия в ГК каких-либо специальных правил, регули­рующих исполнение государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципаль­ных) нужд, к соответствующим отношениям также подлежат приме­нению нормы об исполнении сторонами обязательств, вытекающих соответственно из договора строительного подряда и договора подря­да на выполнение проектных и изыскательских работ.

Не предусмотрены ГК и какие-либо специальные правила об ответст­венности государственного (муниципального) заказчика и подрядчика за нарушение государственного (муниципального) контракта на выпол­нение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд. Некоторые положения о такой ответственности содержатся в специаль­ном законодательстве. Так, Основными положениями порядка заклю­чения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд пре­дусмотрено, что в случае задержки аванса, а также оплаты выполнен­ных работ и окончательного расчета с подрядчиком государственный заказчик возмещает подрядчику причиненные убытки, включая затра­ты, выразившиеся в уплате процентной ставки по займам и кредитам.

При нарушении со стороны подрядчика предусмотренных государст­венным контрактом сроков ввода в эксплуатацию предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а равно отдельных объ­ектов бюджетное финансирование и льготное государственное креди­тование приостанавливаются, а с виновного подрядчика взыскивается неустойка (штраф) в размере 1/1000 части договорной стоимости за каж­дый день просрочки завершения строительства.

Изменение и прекращение государственного(муниципального) контракта на выполнение подрядных работ

В ст. 767ГК предусмотрено, что в случае уменьшения  средств соответствующего бюджета (соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке), выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с вышеуказанными обстоятельствами, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.

Подробнее

Во-первых, основанием для обязательного внесения изменений в государственный (муниципальный) контракт может служить лишь правомерное уменьшение бюджетного финансирования подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд. Если такое изменение бюджетного финансирования произведено без предусмотренных за­конодательством оснований и с нарушением установленного поряд­ка, государственный (муниципальный) контракт не подлежит изме­нению, а государственный (муниципальный) заказчик должен нести ответственность перед подрядчиком за нарушение своих обязательств по финансированию и оплате подрядных работ.

Во-вторых, правомерное уменьшение бюджетного финансирования является обязательным основанием изменения государственного (му­ниципального) контракта в части сроков проведения подрядных ра­бот, а при необходимости и иных условий. Следовательно, если под­рядчик или государственный (муниципальный) заказчик не пожелают вносить такие изменения, их контрагент вправе предъявить требование об изменении контракта в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК). Заинте­ресованной стороной на рассмотрение арбитражного суда могут быть переданы и разногласия, касающиеся отдельных условий соглашения об изменении государственного (муниципального) контракта.

В-третьих, приведенное правило включает в себя и определенное сред­ство защиты законных интересов подрядчика в виде возможности воз­мещения за счет государственного (муниципального) заказчика убытков, причиненных изменением сроков производства подрядных работ.

 

Изменения государственного контракта, не связанные с умень­шением бюджетного финансирования подрядных работ, произво­дятся в случаях и порядке, предусмотренных законодательством (п. 2 ст. 767, ст. 450 ГК).

Расторжение государственного (муниципального) контракта допус­кается всеми известными способами:

 

4.375 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1