Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года № 55 | "О судебном приговоре"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 54 | "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении"

История создания ООН

Четкая идея о необходимости создания всемирной организации по вопросам поддержания и упрочения мира была впервые закреплена в Декларации правительств СССР и Польши, подписанной 4 декабря 1941 г. В этом документе подчеркивается, что обеспечение прочного и справедливого мира может быть достигнуто только новой международной организацией, основанной на объединении демократических стран в прочный союз. При создании такой организации решающим моментом должно быть уважение к международному праву, поддержанному коллективной вооруженной силой всех союзных государств.

Несмотря на очевидную потребность в создании всеобщей международной организации для установления послевоенного правопорядка, эта идея не нашла признания в Декларации Объединенных Наций, подписанной 26 странами.

Решение о создании всемирной международной организации по поддержанию международного мира и безопасности было принято на территории бывшего СССР — государства, внесшего решающий вклад в разгром фашистских агрессоров и руководящим принципом внешней политики которого являлся принцип мирного сосуществования государств различных общественно-политических систем. Так, в п. 1 Московской декларации, подписанной правительствами СССР, США, Великобритании и Китая 30 декабря 1943 г., отмечено, что правительства этих стран «признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства — большие и малые».Правительства четырех держав приняли на себя обязательство консультироваться друг с другом, а когда этого потребуют обстоятельства — и с другими членами Объединенных Наций, с целью совместных действий в интересах сообщества наций для поддержания международного мира и безопасности, пока не будут восстановлены закон и порядок и пока не будет установлена система всеобщей безопасности (п. 5).Стороны обязались не применять до окончания войны своих вооруженных сил на территории других государств без совместной консультации, причем применение ограничивалось только целями, предусмотренными в Декларации. Они обязались также совещаться и сотрудничать друг с другом и с другими членами Объединенных Наций в целях достижения всеобщего соглашения о регулировании вооружений в послевоенный период.

Детально проанализировав Московскую декларацию, крупнейший исследователь истории создания ООН и участник конференций по разработке Устава ООН С. Б. Крылов справедливо пришел к выводу о том, что «местом рождения Организации Объединенных Наций явилась Москва, поскольку именно в Москве была подписана Декларация о создании всеобщей организации безопасности».

Решения Московской конференции получили всеобщее подтверждение на Тегеранской конференции, где 1 декабря 1943 г. была подписана Декларация, в которой главы СССР, США и Великобритании заявили о следующем: «Мы полностью признаем высокую ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных Нациях за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения».

В течение первого полугодия 1944 г. происходили переговоры между участниками Московской конференции 1943 г. о правовом статусе (в широком смысле) новой международной организации по вопросам мира и безопасности. В июне 1944 г Президент США Ф. Рузвельт выступил с заявлением о планах создания международной организации безопасности. Резюмируя свои соображения об этой организации, Президент США подчеркнул: «Мы не имеем в виду создание сверхгосударства с собственной полицейской силой и другими реквизитами принудительной власти».

К началу переговоров в Думбартон-Оксс (21 августа — 28 сентября 1944 г.) были составлены английские, американские и советские предложения. Согласованный в Думбартон-Оксе проект «Предварительных предложений» о создании Всеобщей международной организации по поддержанию мира и безопасности явился основой будущего Устава ООН. Этот проект состоял из 12 глав (для сравнения: Устав ООН состоит из 19 глав).

На Крымской (Ялтинской) конференции вопрос о создании совместно с другими миролюбивыми государствами универсальной международной организации для поддержания мира и безопасности занимал одно из важнейших мест. В опубликованном 13 февраля 1945 г. совместном коммюнике главы трех держав установили, что 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско будет созвана Конференция Объединенных Наций для подготовки устава такой организации в соответствии с положениями, выработанными в ходе предварительных переговоров. Было условлено, что в основу деятельности ООН должен быть положен принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при решении кардинальных вопросов обеспечения мира. Участники Конференции договорились о том, что Великобритания и США поддержат советское предложение о допуске к первоначальному членству в ООН Украинской ССР и Белорусской ССР.

Окончательный текст Устава ООН был выработан и подписан в Сан-Франциско (США) 26 июня 1945 г. на Конференции Объединенных Наций по вопросу о создании международной организации. Устав вступил в силу 24 октября 1945 г. после ратификации его СССР, США, Великобританией, Францией, Китаем и большинством других государств, подписавших Устав ООН. Этот день был объявлен Днем Организации Объединенных Наций (Резолюция 168 (II)от 31 декабря 1947 г.).

В преамбуле Устава указано, что члены ООН преисполнены решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе. В связи с этим члены ООН берут на себя обязательства проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, объединить свои усилия для поддержания международного мира и безопасности, использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

В то время положения Устава ООН отражали новое мышление. Цели и принципы, провозглашенные в нем, наделены высшей юридической силой.

Устав ООН, цели и принципы ООН

Один из активных разработчиков Устава ООН профессор С. Б. Крылов справедливо отмечал, что «Организация Объединенных Наций (в лице ее некоторых органов) обладает рядом полномочий и правоспособностью в отдельных международно-правовых отношениях (в области как международного частного, так и публичного права)». ООН не является конфедерацией, поскольку не обладает государственной властью. ООН не является и мировым правительством. Она с самого начала создавалась как организация сотрудничества государств в самых различных (практически во всех) областях международных отношений.

Основные черты правосубъектности ООН закреплены в ее Уставе, Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., соглашениях ООН со специализированными учреждениями, Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г., Соглашении между ООН и США по вопросу о местоположении Центральных учреждений ООН 1947 г. и во многих других международных договорах.

Согласно ст. 104 Устава Организация пользуется на территории каждого из своих членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения своих функций и достижения своих целей.

Цели ООН (в соответствии со ст. 1 и 2 Устава ООН):

  1. поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира;
  2. улаживать или разрешать в соответствии с принципами справедливости и международного права международные споры или ситуации, которые могут привести к нарушению мира,
  3. развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;
  4. осуществлять многостороннее сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии;
  5. быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Принципы деятельности ООН:

  • суверенное равенство всех ее членов;
  • добросовестное выполнение принятых на себя по Уставу обязательств;
  • мирное разрешение споров (разрешение международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость);
  • воздержание от угрозы силой или ее применения (воздержание в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН);
  • оказание Организации всемерной помощи во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздержание от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера;
  • обеспечение Организацией того, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;
  • невмешательство Организации Объединенных Наций в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства (этот принцип, однако, не затрагивает применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии).

Содержание и направленность целей и принципов ООН, а также ее практическая деятельность убеждают в наличии у этой Организации самостоятельной воли. Последняя необходима ООН для выполнения основных (т. е. закрепленных в ее Уставе) и производных (вытекающих из резолюций главных органов Организации) задач.

Основные черты правосубъектности ООН:

  • ООН вправе заключать договоры с государствами и другими международными организациями и требовать их неукоснительного соблюдения. Эти договоры являются важными источниками международногопубличного права (ст. 17, 26, 28, 32, 35, 43, 53, 57, 63, 64, 77, 79, 83, 85, 93 Устава ООН).
  • Согласно ст. 105 Устава Организация пользуется на территории каждого из своих членов, такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для достижения ее целей. Кроме того, представители членов ООН и ее должностные лица также пользуются такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для самостоятельного выполнения ими своих функций, связанных с деятельностью Организации.
  • ООН является юридическим лицом и правомочна:
  1. заключать договоры имущественного характера;
  2. приобретать недвижимое и движимое имущество и распоряжаться им;
  3. возбуждать дела в суде.
  • Как субъект международного права Организация вправе предъявлять претензии юридического характера к государствам и другим международным организациям.
  • Организация не может быть ограничена финансовым контролем, правилами или мораторием какого бы то ни было рода.
  • Согласно ст. 35 и 38 Устава ООН государства-члены доводят до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любых спорах или таких ситуациях, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея могут делать соответствующие рекомендации.
  • Совет Безопасности вправе вести с государствами или группами государств переговоры о заключении соглашения или соглашений и заключать такие соглашения.
  • Согласно ст. 4 Устава Совет Безопасности вправе потребовать от члена Организации предоставления вооруженных сил во.исполнение таким государством обязательств, принятых на основании ст. 43.
  • Статья 64 предоставляет Экономическому и Социальному совету (ЭКОСОС) право заключать соглашения с членами Организации по вопросам, входящим в его компетенцию.
  • Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу.
  • Любой член ООН вправе иметь свое постоянное представительство при ООН, возглавляемое чрезвычайным и полномочным послом.

Вместе с тем ООН не имеет качества государства, а тем более сверхгосударства. По справедливому мнению Р. Л. Боброва, ООН — это вторичный, производный (нетипичный) субъект современного международного права, образованный волеизъявлением суверенных государств — коренных, исконных субъектов этого права. Созданная как центр для согласования действий государств во имя мира и развития международного сотрудничества на демократических началах, ООН наделена определенной международной правосубъектностью, совершенно необходимой ей для осуществления ее функций. Значительные черты правосубъектности ООН взаимосвязаны и образуют в целом специфическую правосубъектность, лежащую в иной правовой плоскости, чем правосубъектность государств. ООН правоспособна лишь в пределах, очерченных ее Уставом.

В настоящее время ООН является самой представительной и подлинно универсальной (по кругу решаемых проблем) межправительственной организацией.

Членство ООН

Согласно Уставу, членом ООН может быть только государство. Прием в члены ООН, как указано в главе II (ст. 4) Устава, «открыт для всех других миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять».

Прием новых государств-членов производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Для приема нового члена требуется поддержка как минимум 9 из 15 государств — членов Совета Безопасности (при этом следует учесть, что 5 постоянных членов — Великобритания, Китай, Россия, США и Франция — могут наложить на решение вето, проголосовав против), после чего вопрос передаётся в Генассамблею, где для принятия резолюции о вступлении требуется большинство в две трети.

Новое государство становится членом ООН с даты резолюции Генеральной Ассамблеи. Генеральная Ассамблея также имеет право с санкции Совета Безопасности приостанавливать осуществление прав и привилегий государства-члена или исключать его за нарушение принципов, провозглашенных Уставом. Осуществление этих прав и привилегий может быть восстановлено Советом Безопасности.
В настоящее время членами ООН являются 193 государства.

Бюджет ООН

Главными источниками поступления средств в бюджет являются взносы государств-членов, оцениваемые в соответствии со шкалой, утвержденной Генеральной Ассамблеей по рекомендации Комитета по взносам, в который входят 18 экспертов, действующих на общественных началах и избранных Генеральной Ассамблеей по рекомендации Административного и бюджетного (Пятого) Комитета.

Основным критерием, на основании которого строится шкала взносов, является платежеспособность страны. Она определяется, принимая во внимание долю взноса в валовом национальном продукте, скорректированную с учетом суммы факторов, включающих доход на душу населения данной страны. Комитет полностью пересматривает шкалу взносов каждые три года на основе последних статистических данных по доходам.

В дополнение к регулярному бюджету государства-члены оплачивают затраты на международные трибуналы и в соответствии с модифицированием основной шкалы покрывают расходы на миротворческие операции.

Фонды и программы Организации Объединенных Наций, такие, как Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа развития ООН (ПРООН) и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) имеют самостоятельные бюджеты. Основной объем их ресурсов поступает на добровольной основе от правительств, а также от частных лиц, как, например, в случае с ЮНИСЕФ.

Специализированные учреждения ООН также имеют самостоятельные бюджеты.

Привилегии и иммунитеты ООН

Привилегии и иммунитеты – это особые права и преимущества, которыми ООН, согласно ст. 105 Устава ООН, пользуется на территории каждого из своих государств-членов для достижения целей организации. Объем привилегий и иммунитетов ООН определен в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1946 г., и в специальных соглашениях о месторасположении учреждений ООН, заключенных организацией с США (1947 г.), Швейцарией (1946 г.) и рядом других государств. На основании указанных документов ООН предоставляются права:

  • на неприкосновенность помещений, собственности, архивов, документов и корреспонденции;
  • свободу сношений, включая право пользования шифрами, кодом, курьерами и вализой, фискальный иммунитет;
  • иммунитет от юрисдикции, таможенные привилегии, право на эмблему, флаг и т.д.

Кроме того, в силу своей специфики ООН пользуется некоторыми дополнительными привилегиями. Она располагает собственной радиосетью и ведет передачи, выпускает почтовые марки и содержит собственную службу безопасности на территории своих учреждений.

Местные власти не могут осуществлять на территории учреждений ООН никакие процессуальные действия (аресты, обыски и т.п.) без согласия Генерального секретаря ООН.

Важнейшим компонентом режима территории учреждений ООН, определяемого соглашениями о месторасположении этих учреждений, заключаемыми Организацией с различными государствами, является обязательство стран пребывания таких учреждений не препятствовать въезду на территорию учреждений и выезду с нее представителей и членов делегаций государств - членов Организации, сотрудников ООН и других официальных лиц и беспрепятственно выдавать им соответствующие визы.

0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Регистрация

Loader

Если вы обнаружили изменения в законодательстве, не внесенные в содержание сайта, прошу сообщить администратору сайта для внесения поправок (e-mail: admin@jurkom74.ru).