Интернет-сайт JURKOM74.RU (далее - «Сайт») использует файлы cookie и схожие технологии, чтобы гарантировать максимальное удобство пользователям (далее - «Пользователи»), предоставляя персонализированную информацию, запоминая предпочтения в области маркетинга и контента Сайта, а также помогая получить нужную Пользователю информацию. При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением в отношении данного типа файлов. Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать Сайт.

Компетенция Президента РФ

Президент РФ обладает широкими полномочиями в различ­ных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полно­мочия носят прерогативный характер, т. е. принадлежат исклю­чительно ему, в других — соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Со­вокупность президентских полномочий сбалансирована с полно­мочиями других органов государственной власти, образуя систе­му сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопуще­ния односторонних авторитарных решений.

По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия Прези­дента могут быть разбиты на следующие основные группы:

    1. Президент и Федеральное Собрание;
    2. Президент и Правительство;
    3. отношения с субъектами РФ;
    4. Президент и судебная власть;
    5. военные полномочия;
    6. полномочия в сфере внешней политики;
    7. чрезвычайное положение;
    8. гражданство и награды;
    9. помилование.

Президент и Федеральное Собрание

Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы госу­дарства и парламента, в главном не конкурируют с полномочия­ми представительного органа. Конституция проводит четкое раз­личие их полномочий исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотноше­ний с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Прези­денту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. В то же время Совет Федерации формируется на ос­нове Конституции РФ и федерального закона без участия Госу­дарственной Думы и Президента. Таким образом, назначение выборов этих трех органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. По­сле выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Ду­мы раньше этого срока.

Президент имеет право законодательной инициативы, т. е. вне­сения законопроектов в Государственную Думу, он обладает пра­вом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя пала­тами Федерального Собрания при раздельном обсуждении боль­шинством в две трети голосов каждой палаты — в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законо­проект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон или должен быть отклонен, или вступает в силу. От права на отклонение законов (вето) отли­чается право на возвращение принятого палатами закона, если Президент усматривает в процессе принятия или одобрения за­кона нарушение конституционных условий и процедур его при­нятия или одобрения.

Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегод­ными посланиями о положении в стране, об основных направле­ниях внутренней и внешней политики государства, с бюджетным посланием, но обращение с этими посланиями (которые, кстати, в присутствии Президента не обсуждаются) не означает обязанности Федерального Собрания беспрекословно согласиться с вы­сказанными идеями. Порядок взаимодействия Президента с па­латами Федерального Собрания в законотворческом процессе (разработка законопроектов, использование права вето, подписа­ние) регулируется Положением, утвержденным указом Прези­дента РФ.

Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом, другие органы прини­мать решение о проведении общероссийских референдумов не вправе.

Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не преду­смотрено его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конститу­ции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 1 1 7 Конституции РФ). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы, с тем чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре ме­сяца после роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена Президен­том:

  1. в течение года после ее избрания;
  2. с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
  3. в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;
  4. в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничение прав Президента в этой области свидетельствуют о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и нежела­тельное.

Конституционно значимые правовые последствия роспуска Государственной Думы заключаются в том, что с момента рос­пуска Государственная Дума не полностью прекращает свою ра­боту и депутаты теряют свой статус, а лишь не может принимать законы и осуществлять на заседаниях палаты иные полномочия.

Каждодневное сотрудничество Президента РФ с палатами Фе­дерального Собрания обеспечивается с помощью его полномоч­ных представителей в каждой палате. Они представляют на засе­даниях Совета Федерации и Государственной Думы внесенные Президентом РФ законопроекты, выступают с обоснованием от­клонения Президентом принятых палатами законов. При рас­смотрении законопроектов в палатах Президентом назначаются официальные представители (как правило, из числа членов Пра­вительства РФ); при внесении законопроектов о ратификации или денонсации международных договоров официальным пред­ставителем назначается министр иностранных дел или один из его заместителей.

Президент и Правительство

Эти отношения основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент назна­чает Председателя Правительства РФ с одним только условием, что он получит на это согласие Государственной Думы. Президент обладает сильным оружием для давления на Думу в этом вопросе: после трехкратного отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату и назначить новые выборы, а Председа­теля Правительства назначить самостоятельно.

Президент единолично принимает решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного Думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Предсе­дателя Правительства и федеральных министров. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, что не остав­ляет сомнений в его руководящем положении в исполнительной власти. Об этом же говорит и то, что не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства обязан предста­вить Президенту предложения о структуре федеральных органов государственной власти, утверждение которой главой государства ложится в основу всех назначений на должности.

К отмеченным полномочиям Президента примыкает его пра­во решающего влияния на назначение Председателя Центрально­го банка РФ, хотя этот орган в структуру исполнительной власти не входит, занимая автономное положение. Президент единолич­но определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит во­прос перед Думой о его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального банка РФ, а затем сно­ва предложить эту кандидатуру Думе. Следовательно, никакой орган не имеет инициативного права в этом вопросе, кроме Пре­зидента.

Отношения с субъектами РФ

Полномочия Президента как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ достаточно скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции. Из конкретных конституци­онных полномочий важное значение имеют назначение и осво­бождение полномочных представителей Президента. Согласно ч. 4 ст. 78 Конституции РФ Президент вместе с Правительством обеспечивает «в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ». Такая формулировка не составляет сомнений в том, что не только такие грубые формы нарушения правопорядка, как орга­низованное неповиновение властям, мятежи, односторонне про­возглашенный выход из состава Федерации или создание неза­конных вооруженных формирований, но и любое уклонение от исполнения правовых ак­тов Федерации и нарушение конституционного правопорядка требуют от Президента и Правительства РФ энергичных дейст­вий по восстановлению полномочий федеральной государствен­ной власти.

Важное значение имеет право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Президент представляет законодательному собранию субъекта РФ кандидатуру на долж­ность высшего должностного лица, он вправе отрешать от долж­ности это лицо, в определенных случаях распускать законода­тельное собрание субъекта РФ. Он также обладает правом отрешения от должности глав муниципальных образований и роспуска органа местного самоуправления.

Президент и судебная власть

В соответствии с принципами раз­деления властей и независимости судов Президент не вправе вме­шиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Со­ветом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших су­дебных органов РФ. Президент также назна­чает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч. 2 ст. 128 Конституции РФ. Никто не вправе требовать от Президен­та выдвинуть ту или иную кандидатуру.

С этими полномочиями тесно связано и право Президента вли­ять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствиис федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об ос­вобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но лишен права назначить исполняющего обязанно­сти Генерального прокурора РФ. Неоднократные случаи отклоне­ния Советом Федерации кандидатур, предлагавшихся Президен­том на должность Генерального прокурора РФ, как и судей Кон­ституционного Суда РФ, приводили к длительной задержке с формированием этих органов. Конституционный Суд РФ в поста­новлении от 1 декабря 1999 г. установил, что в случае возбуждения в отношении Генерального прокурора уголовного дела Президент обязан издать акт о временном отстранении Генерального проку­рора от должности на время расследования дела.

Военные полномочия

В военной области полномочия Прези­дента достаточно широки. Он является Верховным Главнокоман­дующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную док­трину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.

Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Пре­зиденту отдавать любые приказы Министерству обороны, ми­нистр обороны работает под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой момент взять на себя ко­мандование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии. Наряду с Вооруженными Силами в структуру воинских формированийвходятвойска, подчиненные различным министерствам и ве­домствам.

Организация воинских формирований в РФ строится на четком принципе, согласно которому эти фор­мирования могут быть только общефедеральными и подчиненными Президенту РФ, ни один субъект РФ не вправе создавать собственные воинские формирования.

В случае агрессии против России или ее непосредственной уг­розы Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент не вправе.

Конституцией РФ предусмотрено, что режим военного поло­жения определяется федеральным конституционным законом. Конституцией РФ также предусмотрено, что указ Президента РФ о введении военного положения требует утверждения Советом Федерации.

Военные полномочия Президента РФ конкретизированы в некоторых федеральных законах. Так, Федеральным законом «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддер­жанию или восстановлению международного мира и безопасно­сти» установлено, что решение о направлении за пределы терри­тории РФ отдельных военнослужащих для участия в миротворче­ской деятельности принимает Президент РФ. Он же определяет район действий, задачи, подчиненность, срок пребывания, поря­док замены этих военнослужащих и принимает решение об их отзыве. Если же речь идет о направлении за пределы РФ воин­ских формирований Вооруженных Сил, то решение об этом при­нимается Президентом РФ на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ. Решение об отзы­ве указанных формирований принимается Президентом РФ са­мостоятельно, но об этом он обязан информировать Совет Феде­рации и Государственную Думу. На Президента РФ возлагается основная обязанность по организации подготовки и обеспече­нию военного и гражданского персонала для участия в миротвор­ческой деятельности, он определяет порядок формирования, со­став и численность воинского контингента.

В Федеральном законе «Об обороне» (в редакции от 8 декабря 2011 г.) закреплен ряд других военных полномочий Президен­та РФ: определение основных направлений военной полити­ки РФ, осуществление руководства Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, введение в действие нормативных правовых актов военного вре­мени и прекращение их действия, принятие в соответствии с законами решения о привлечении Вооруженных Сил и другихвойск к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению, утверждение концепции и планов строитель­ства и развития Вооруженных Сил, утверждение программ воору­жения и развития оборонного промышленного комплекса, утвер­ждение программ ядерных испытаний, утверждение структуры и состава Вооруженных Сил и других войск, ведение переговоров и подписание международных договоров в области обороны, изда­ние указов о призыве на военную службу и т. д.

Федеральным за­коном «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» (в редакции от 9 марта 2010 г.) на Пре­зидента РФ возложена обязанность объявления общей или частичной мобилизации в случае агрессии или угрозы агрессии с незамедлительным сообщением палатам Федерального Собра­ния. Военные полномочия Президента РФ весьма широки, но они не исчерпывают всех полномочий органов государственной власти в области обороны.

Полномочия в сфере внешней политики

Как глава государства, осуществляющий высшее представительство в международных отношениях, Президент по Конституции осуществляет руково­дство внешней политикой РФ. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает рати­фикационные грамоты (сама ратификация осуществляется в форме федерального закона), принимает верительные и отзыв­ные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических предста­вителей.

Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатиче­ских представителей РФ в иностранных государствах и междуна­родных организациях. Он, однако, должен при этом провести консультации с соответствующими комитетами или комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации.

Чрезвычайное положение

Полномочия Президента в этом во­просе сформулированы в Конституции предельно четко. ТолькоПрезидент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Указ под­лежит немедленному обнародованию, а затем утверждению Сове­том Федерации. Президент не свободен в принятии такого реше­ния, ибо введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Чрезвычайное положение — особый порядок управления в экстремальных условиях, неизбежно влекущий определенные временные ограничения прав и свобод граждан. Именно поэто­му полномочия Президента как должностного лица, от которого зависит объявление чрезвычайного положения, уравновешива­ются контрольным полномочием Совета Федерации. От Прези­дента законом требуется указать основания решения о введении чрезвычайного положения, перечень и пределы чрезвычайных мер и др.

Гражданство и награды

К числу полномочий Президента от­носится решение вопросов гражданства и предоставления поли­тического убежища.

Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания. Государственные награды и положения о них установлены указами Президента РФ.

Помилование

Президент РФ осуществляет помилование осу­жденных за уголовные преступления. Помилование не следует путать с амнистией, право на которую принадлежит Государст­венной Думе.

Конституционный Суд РФ в определении от 11 января 2002 г. указал: Конституция РФ предоставляет каждому осужденному право просить о помиловании или смягчении наказания, однако это право не предполагает удовлетворения любой просьбы о помиловании, т. е. не означает, что осужденный должен быть помилован в обязательном порядке. Осуществление помилования является исключительным полномочием Президента РФ как главы государства, которое закреп­лено непосредственно в Конституции РФ. Помилование как акт ми­лосердия в силу самой своей природы не может приводить к последствиям, более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголов­ном законе.

Комиссии по рассмотрению просьб о помиловании созданы при главах администраций во всех субъектах РФ. Однако их ра­бота носит только подготовительный характер для последующего решения Президентом РФ.

Компетенция Президента РФ

Президент РФ обладает широкими полномочиями в различ­ных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полно­мочия носят прерогативный характер, т. е. принадлежат исклю­чительно ему, в других — соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Со­вокупность президентских полномочий сбалансирована с полно­мочиями других органов государственной власти, образуя систе­му сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопуще­ния односторонних авторитарных решений.

По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия Прези­дента могут быть разбиты на следующие основные группы:

    1. Президент и Федеральное Собрание;
    2. Президент и Правительство;
    3. отношения с субъектами РФ;
    4. Президент и судебная власть;
    5. военные полномочия;
    6. полномочия в сфере внешней политики;
    7. чрезвычайное положение;
    8. гражданство и награды;
    9. помилование.

Президент и Федеральное Собрание

Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы госу­дарства и парламента, в главном не конкурируют с полномочия­ми представительного органа. Конституция проводит четкое раз­личие их полномочий исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотноше­ний с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Прези­денту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. В то же время Совет Федерации формируется на ос­нове Конституции РФ и федерального закона без участия Госу­дарственной Думы и Президента. Таким образом, назначение выборов этих трех органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. По­сле выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Ду­мы раньше этого срока.

Президент имеет право законодательной инициативы, т. е. вне­сения законопроектов в Государственную Думу, он обладает пра­вом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя пала­тами Федерального Собрания при раздельном обсуждении боль­шинством в две трети голосов каждой палаты — в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законо­проект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон или должен быть отклонен, или вступает в силу. От права на отклонение законов (вето) отли­чается право на возвращение принятого палатами закона, если Президент усматривает в процессе принятия или одобрения за­кона нарушение конституционных условий и процедур его при­нятия или одобрения.

Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегод­ными посланиями о положении в стране, об основных направле­ниях внутренней и внешней политики государства, с бюджетным посланием, но обращение с этими посланиями (которые, кстати, в присутствии Президента не обсуждаются) не означает обязанности Федерального Собрания беспрекословно согласиться с вы­сказанными идеями. Порядок взаимодействия Президента с па­латами Федерального Собрания в законотворческом процессе (разработка законопроектов, использование права вето, подписа­ние) регулируется Положением, утвержденным указом Прези­дента РФ.

Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом, другие органы прини­мать решение о проведении общероссийских референдумов не вправе.

Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не преду­смотрено его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конститу­ции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 1 1 7 Конституции РФ). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы, с тем чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре ме­сяца после роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена Президен­том:

  1. в течение года после ее избрания;
  2. с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
  3. в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;
  4. в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничение прав Президента в этой области свидетельствуют о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и нежела­тельное.

Конституционно значимые правовые последствия роспуска Государственной Думы заключаются в том, что с момента рос­пуска Государственная Дума не полностью прекращает свою ра­боту и депутаты теряют свой статус, а лишь не может принимать законы и осуществлять на заседаниях палаты иные полномочия.

Каждодневное сотрудничество Президента РФ с палатами Фе­дерального Собрания обеспечивается с помощью его полномоч­ных представителей в каждой палате. Они представляют на засе­даниях Совета Федерации и Государственной Думы внесенные Президентом РФ законопроекты, выступают с обоснованием от­клонения Президентом принятых палатами законов. При рас­смотрении законопроектов в палатах Президентом назначаются официальные представители (как правило, из числа членов Пра­вительства РФ); при внесении законопроектов о ратификации или денонсации международных договоров официальным пред­ставителем назначается министр иностранных дел или один из его заместителей.

Президент и Правительство

Эти отношения основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент назна­чает Председателя Правительства РФ с одним только условием, что он получит на это согласие Государственной Думы. Президент обладает сильным оружием для давления на Думу в этом вопросе: после трехкратного отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату и назначить новые выборы, а Председа­теля Правительства назначить самостоятельно.

Президент единолично принимает решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного Думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Предсе­дателя Правительства и федеральных министров. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, что не остав­ляет сомнений в его руководящем положении в исполнительной власти. Об этом же говорит и то, что не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства обязан предста­вить Президенту предложения о структуре федеральных органов государственной власти, утверждение которой главой государства ложится в основу всех назначений на должности.

К отмеченным полномочиям Президента примыкает его пра­во решающего влияния на назначение Председателя Центрально­го банка РФ, хотя этот орган в структуру исполнительной власти не входит, занимая автономное положение. Президент единолич­но определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит во­прос перед Думой о его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального банка РФ, а затем сно­ва предложить эту кандидатуру Думе. Следовательно, никакой орган не имеет инициативного права в этом вопросе, кроме Пре­зидента.

Отношения с субъектами РФ

Полномочия Президента как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ достаточно скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции. Из конкретных конституци­онных полномочий важное значение имеют назначение и осво­бождение полномочных представителей Президента. Согласно ч. 4 ст. 78 Конституции РФ Президент вместе с Правительством обеспечивает «в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ». Такая формулировка не составляет сомнений в том, что не только такие грубые формы нарушения правопорядка, как орга­низованное неповиновение властям, мятежи, односторонне про­возглашенный выход из состава Федерации или создание неза­конных вооруженных формирований, но и любое уклонение от исполнения правовых ак­тов Федерации и нарушение конституционного правопорядка требуют от Президента и Правительства РФ энергичных дейст­вий по восстановлению полномочий федеральной государствен­ной власти.

Важное значение имеет право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Президент представляет законодательному собранию субъекта РФ кандидатуру на долж­ность высшего должностного лица, он вправе отрешать от долж­ности это лицо, в определенных случаях распускать законода­тельное собрание субъекта РФ. Он также обладает правом отрешения от должности глав муниципальных образований и роспуска органа местного самоуправления.

Президент и судебная власть

В соответствии с принципами раз­деления властей и независимости судов Президент не вправе вме­шиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Со­ветом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших су­дебных органов РФ. Президент также назна­чает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч. 2 ст. 128 Конституции РФ. Никто не вправе требовать от Президен­та выдвинуть ту или иную кандидатуру.

С этими полномочиями тесно связано и право Президента вли­ять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствиис федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об ос­вобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но лишен права назначить исполняющего обязанно­сти Генерального прокурора РФ. Неоднократные случаи отклоне­ния Советом Федерации кандидатур, предлагавшихся Президен­том на должность Генерального прокурора РФ, как и судей Кон­ституционного Суда РФ, приводили к длительной задержке с формированием этих органов. Конституционный Суд РФ в поста­новлении от 1 декабря 1999 г. установил, что в случае возбуждения в отношении Генерального прокурора уголовного дела Президент обязан издать акт о временном отстранении Генерального проку­рора от должности на время расследования дела.

Военные полномочия

В военной области полномочия Прези­дента достаточно широки. Он является Верховным Главнокоман­дующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную док­трину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.

Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Пре­зиденту отдавать любые приказы Министерству обороны, ми­нистр обороны работает под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой момент взять на себя ко­мандование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии. Наряду с Вооруженными Силами в структуру воинских формированийвходятвойска, подчиненные различным министерствам и ве­домствам.

Организация воинских формирований в РФ строится на четком принципе, согласно которому эти фор­мирования могут быть только общефедеральными и подчиненными Президенту РФ, ни один субъект РФ не вправе создавать собственные воинские формирования.

В случае агрессии против России или ее непосредственной уг­розы Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент не вправе.

Конституцией РФ предусмотрено, что режим военного поло­жения определяется федеральным конституционным законом. Конституцией РФ также предусмотрено, что указ Президента РФ о введении военного положения требует утверждения Советом Федерации.

Военные полномочия Президента РФ конкретизированы в некоторых федеральных законах. Так, Федеральным законом «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддер­жанию или восстановлению международного мира и безопасно­сти» установлено, что решение о направлении за пределы терри­тории РФ отдельных военнослужащих для участия в миротворче­ской деятельности принимает Президент РФ. Он же определяет район действий, задачи, подчиненность, срок пребывания, поря­док замены этих военнослужащих и принимает решение об их отзыве. Если же речь идет о направлении за пределы РФ воин­ских формирований Вооруженных Сил, то решение об этом при­нимается Президентом РФ на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ. Решение об отзы­ве указанных формирований принимается Президентом РФ са­мостоятельно, но об этом он обязан информировать Совет Феде­рации и Государственную Думу. На Президента РФ возлагается основная обязанность по организации подготовки и обеспече­нию военного и гражданского персонала для участия в миротвор­ческой деятельности, он определяет порядок формирования, со­став и численность воинского контингента.

В Федеральном законе «Об обороне» (в редакции от 8 декабря 2011 г.) закреплен ряд других военных полномочий Президен­та РФ: определение основных направлений военной полити­ки РФ, осуществление руководства Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, введение в действие нормативных правовых актов военного вре­мени и прекращение их действия, принятие в соответствии с законами решения о привлечении Вооруженных Сил и другихвойск к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению, утверждение концепции и планов строитель­ства и развития Вооруженных Сил, утверждение программ воору­жения и развития оборонного промышленного комплекса, утвер­ждение программ ядерных испытаний, утверждение структуры и состава Вооруженных Сил и других войск, ведение переговоров и подписание международных договоров в области обороны, изда­ние указов о призыве на военную службу и т. д.

Федеральным за­коном «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» (в редакции от 9 марта 2010 г.) на Пре­зидента РФ возложена обязанность объявления общей или частичной мобилизации в случае агрессии или угрозы агрессии с незамедлительным сообщением палатам Федерального Собра­ния. Военные полномочия Президента РФ весьма широки, но они не исчерпывают всех полномочий органов государственной власти в области обороны.

Полномочия в сфере внешней политики

Как глава государства, осуществляющий высшее представительство в международных отношениях, Президент по Конституции осуществляет руково­дство внешней политикой РФ. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает рати­фикационные грамоты (сама ратификация осуществляется в форме федерального закона), принимает верительные и отзыв­ные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических предста­вителей.

Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатиче­ских представителей РФ в иностранных государствах и междуна­родных организациях. Он, однако, должен при этом провести консультации с соответствующими комитетами или комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации.

Чрезвычайное положение

Полномочия Президента в этом во­просе сформулированы в Конституции предельно четко. ТолькоПрезидент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Указ под­лежит немедленному обнародованию, а затем утверждению Сове­том Федерации. Президент не свободен в принятии такого реше­ния, ибо введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Чрезвычайное положение — особый порядок управления в экстремальных условиях, неизбежно влекущий определенные временные ограничения прав и свобод граждан. Именно поэто­му полномочия Президента как должностного лица, от которого зависит объявление чрезвычайного положения, уравновешива­ются контрольным полномочием Совета Федерации. От Прези­дента законом требуется указать основания решения о введении чрезвычайного положения, перечень и пределы чрезвычайных мер и др.

Гражданство и награды

К числу полномочий Президента от­носится решение вопросов гражданства и предоставления поли­тического убежища.

Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания. Государственные награды и положения о них установлены указами Президента РФ.

Помилование

Президент РФ осуществляет помилование осу­жденных за уголовные преступления. Помилование не следует путать с амнистией, право на которую принадлежит Государст­венной Думе.

Конституционный Суд РФ в определении от 11 января 2002 г. указал: Конституция РФ предоставляет каждому осужденному право просить о помиловании или смягчении наказания, однако это право не предполагает удовлетворения любой просьбы о помиловании, т. е. не означает, что осужденный должен быть помилован в обязательном порядке. Осуществление помилования является исключительным полномочием Президента РФ как главы государства, которое закреп­лено непосредственно в Конституции РФ. Помилование как акт ми­лосердия в силу самой своей природы не может приводить к последствиям, более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголов­ном законе.

Комиссии по рассмотрению просьб о помиловании созданы при главах администраций во всех субъектах РФ. Однако их ра­бота носит только подготовительный характер для последующего решения Президентом РФ.

Порядок вступления в должность Президента РФ

 

Порядок вступления в должность Президента РФ

Выборы Президента РФ осуществляются на основе Конституции РФ, Федерального закона «О выборах Президента РФ» и других федеральных законов.

Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент РФ может быть переизбран на второй срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается.

Право избирать Президента предоставляется гражданам, достигшим на день выборов 18 лет. Участие граждан в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет только один голос. Эти нормы обеспечивают подлинную всеобщность избирательного корпуса, не допуская в то же время принудительного голосования или, напротив, установления ограничительных цензов. От выборов отстраняются только недееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Путем всеобщих выборов Президент получает мандат непосредственно от народа, что позволяет ему вести себя более независимо по отношению к парламенту.

Конституционных требований к Президенту РФ не так много: им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. В то же время Федеральным законом «О выборах Президента РФ» установлено, что не имеет права быть избранным Президентом РФ гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства (п. 5.1 ст. 3).

Скупые конституционные требования к Президенту — признак демократического подхода к выборам главы государства, они способствуют расширению круга лиц, из которого может быть избран Президент.

Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избирательные комиссии создаются и действуют в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Право выдвижения кандидатов на пост Президента принадлежит политическим партиям и избирателям (в порядке самовыдвижения). Для поддержки самовыдвижения необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом. Выдвижение от партии происходит на съезде (конференции) партии, который может выдвинуть только одного кандидата, данные о котором сообщаются в Центризбирком России.

Однако выдвижение кандидата требует поддержки избирателей. Политическая партия или группа избирателей обязаны собрать в поддержку своего кандидата не менее 2 млн подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей. Не собирают подписей те партии, которые были допущены к распределению мандатов на последних выборах депутатов Государственной Думы. Во всех случаях требуется предоставить сведения о размере и источниках доходов кандидата и его супруги. Центризбирком проверяет правильность собирания подписей и выносит решение о регистрации кандидата. Центризбирком откладывает выборы, если зарегистрировано менее двух кандидатов, что призвано обеспечить альтернативный характер голосования.

Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Со дня регистрации зарегистрированные кандидаты обязаны на время проведения выборов оставить государственную или муниципальную службу или работу в средствах массовой информации, а переизбирающийся на второй срок Президент РФ, имеющий право продолжать осуществлять свои полномочия, — не пользоваться преимуществами своего должностного положения. Кандидаты на пост Президента пользуются рядом льгот, предусмотренных законом (получают денежную компенсацию, бесплатно пользуются общественным транспортом, приобретают статус неприкосновенности и др.). На выборах Президента РФ каждый зарегистрированный кандидат получает от Центризбиркома на ведение своей кампании средства из федерального бюджета. Закон подробно регламентирует порядок проведения предвыборной агитации, использования в этих целях радио, телевидения и печатных изданий. Эти и многие другие нормы призваны обеспечить равные возможности для всех кандидатов, исключить злоупотребления и давление на избирателей.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах. Центризбирком признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей; если голосование проводилось по одной кандидатуре и за кандидата проголосовало менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании; если из двух кандидатов ни один не получил более половины голосов или если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования. При определенных условиях выборы могут быть объявлены недействительными. В случае если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был избран, через 21 день назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (так называемый второй тур, характерный для стран с многопартийной системой). По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший большее — по сравнению с другим кандидатом — число голосов. Если же повторное голосование не приводит к результату, то Совет Федерации назначает повторные выборы. Закон предусматривает широкую огласку результатов выборов на всех уровнях. Официальное опубликование результатов выборов осуществляется в течение трех дней со дня подписания Центральной избирательной комиссией протокола о результатах выборов.

Избранный Президент вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления Центризбиркомом о результатах выборов. При вступлении в должность Президент приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ. Предусмотрено, что присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. С момента принесения присяги Президент приступает к исполнению своих обязанностей.



5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 5.00 (1 Vote)

Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 23 |   "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2017 года № 21 |   "О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2017 года № 19 |   "О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 16 |   "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 |   "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"