Интернет-сайт JURKOM74.RU (далее - «Сайт») использует файлы cookie и схожие технологии, чтобы гарантировать максимальное удобство пользователям (далее - «Пользователи»), предоставляя персонализированную информацию, запоминая предпочтения в области маркетинга и контента Сайта, а также помогая получить нужную Пользователю информацию. При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением в отношении данного типа файлов. Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать Сайт.

Конституционно-правовой статус РФ - это совокупность прав и обязанностей РФ как федеративного государства. Ее правовой статус определен Конституцией РФ 1993 г. и Федеративным Договором от 31 марта 1992 г.

Одним из основных свойств РФ как государства является ее суверенность, которая выражается в верховенстве государственной власти, ее единстве, самостоятельности и независимости.

Это прямо вытекает из общепризнанного принципа международного права, изложенного, в частности, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. В этой Декларации установлено: "Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектностигосударства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права".

Государственная власть возникает лишь в результате суверенных прав народа и обладает полномочиями в пределах, определенных народом в соответствии с демократической процедурой.

Государственная власть и олицетворяющие ее органы не обладают суверенитетом, поскольку последний является свойством государства. Применительно к органам государства можно говорить только об объеме властных полномочий. Объем полномочий каждого органа государства зависит от того, как определены границы этих полномочий. Даже самая высшая власть не может освободить себя от права, то есть выйти за пределы, установленные в правовых нормах.

Устанавливая или даже только признавая правовые нормы, государство связывает себя этими нормами в том смысле, что они становятся обязательными не только для тех, на кого прямо рассчитано их воздействие, но и для самого государства в лице его органов и должностных лиц.

Более того, современный уровень правосознания обязывает должностных лиц содействовать реализации правовой нормы.

Важно при этом отметить, что государство, являясь суверенным, никакой власти, кроме суверенной власти народа, не подчиняется. Это особенно очевидно при рассмотрении проблемы и сущности суверенитета в связи с международным общением.

Государство всегда обязано действовать в соответствии с нормами международного права, в частности, потому, что все международные властные органы являются властными лишь постольку, поскольку они созданы суверенными государствами, свободно выразившими свою волю в создании властных международных организаций.

Главная суть суверенитета состоит именно в том, что суверенное государство может самостоятельно определить пути своего развития.

Верховенство государственной власти РФ состоит в том, что только она полномочна отражать (закреплять) в конституции и иных нормативных правовых актах весь строй общественных отношений, охватывающих государственный строй и основы гражданского общества, устанавливать правопорядок, правомочия физических и юридических лиц, порядок их реализации, меры юридической ответственности.

Единство государственной власти РФ заключается в том, что на всех уровнях осуществления она обладает одинаковой сущностью, формами и методами деятельности, причем между всеми органами государственной власти должны быть связь, распределение полномочий, субординация и взаимообусловленность, исключающие противопоставление государственных органов друг другу

Самостоятельность и независимость государственной власти РФ проявляются в том, что в соответствии с распределением функций управления общественными и государственными делами органы государственной власти действуют самостоятельно и независимо как от иных форм власти в данной стране (например, политических партий, движений, органов местного самоуправления и др.), так и от иностранных государств и международных организаций. Конечно, влияние на государственную власть при реализации ее функций оказывается, но ни ограничение государственной власти, ни подмена ее функций какими-либо внутренними или зарубежными структурами невозможны.

Таким образом, суверенитет российского государства распространяется на все его внутренние и внешние дела, а в пространственном отношении - на всю его территорию. Конституционные основы суверенитета российского государства отражены в Конституции РФ.

Так, согласно ст. 4 суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ имеет верховенство на всей территории РФ. Она обеспечивает целостность и неприкосновенность территории. В соответствии со ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Действующая Конституция признает суверенный характер государственной власти только за Российской Федерацией. Между тем, обратившись к Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФи органами власти суверенных республик в составе РФ от 31 марта 1992 г. и принятым в ряде республик конституциям, нетрудно увидеть, что эти республики провозглашаются суверенными. Однако государство, являющееся частью другого государства, не может быть суверенным, а значит, и независимым от федеративного государства.

В мировой науке до сих пор ведутся споры о том, что государства, вошедшие в федерацию, сохраняют или нет определенный объем власти, но утрачивают или сохраняют свой суверенитет. Однако в целом имеет место тенденция отказа от признания суверенитета составных частей федерации.

Следует признать, что в современной российской конституционной модели достаточно четко закреплен принцип государственного суверенитета РФ как единого и неделимого, распространяемого на всю ее территорию (ст. 4 Конституции РФ). Действующая Конституция России изъяла из оборота понятие "суверенные" в отношении республик в составе России, использованное в Федеративном договоре. Инкорпорировав положения Федеративного договора, касающиеся разграничения предметов ведения Федерации и ее субъектов, российская Конституция, таким образом, продекларировала юридическое верховенство норм Конституции над положениями Федеративного и иных договоров. Тем самым новой федеральной конституционной моделью установлено: не может быть никакого делегирования суверенитета снизу вверх путем договора, так как все основные вопросы разделения государственной власти определены конституционно.

В Конституции РФ закреплены основные признаки государственного суверенитета России:

    1. верховенство федерального права над правом субъектов Федерации;
    2. неприкосновенность границ и территориальная целостность;
    3. единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской и денежной систем;
    4. единая армия (единые Вооруженные Силы), право государства на защиту своего суверенитета и прав граждан (право на оборону, ведение военных действий, введение чрезвычайного положения и т.д.), право на защиту интересов государства и его граждан вовне (международная политика, внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность);
    5. государственная монополия на регулирование и управление важнейшими отраслями народного хозяйства России, на основные стратегические природные ресурсы, производство и товары.

Наиболее типичным случаем противоречий между российской Конституцией и конституциями (уставами) субъектов РФ, направленным на вымывание элементов государственного суверенитета России является нарушение принципа верховенства Конституции России и федеральных законов.

В своем Определении от 27.06.2000 N 92-О Конституционный Суд РФ еще раз подтвердил, что в условиях РФ суверенной является РФ, а не ее субъекты.



0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2017 года № 12 | "О судебной практике по делам о контрабанде"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 года № 10 | "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве"