Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года № 55 | "О судебном приговоре"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 54 | "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении"

1.    Задание первое

Тюремный режим содержания осужденных к лишению свободы

1.1.    Понятие и содержание режима в исправительных учреждениях

В соответствии с ч. 1 и ч. 7 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 8 января 1997 г. №1-ФЗ[1] (далее – УИК РФ) тюрьма является исправительным учреждением, в котором отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний.

Ст. 130 УИК РФ конкретизирует данное положение, устанавливая, что в тюрьмах содержатся мужчины, осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет с отбыванием части срока наказания в тюрьме, а также осужденные, переведенные в тюрьму на срок до трех лет за нарушение установленного порядка отбывания наказания в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов.

В тюрьмах также могут содержаться осужденные, находящиеся там по основаниям, указанным в статье 77 УИК РФ, согласно которой в исключительных случаях лица, осужденные к лишению свободы, ранее не отбывавшие лишение свободы, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Ст. 9 УИК РФ определяет, что одним из основных средств исправления осужденных является установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим).

Ст. 82 УИК РФ уточняет, что режим в исправительных учреждениях – это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий решение следующих задач:

а)     охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей;

б)    реализацию прав и законных интересов осужденных;

в)     личную безопасность осужденных и персонала;

г)     раздельное содержание разных категорий осужденных;

д)    различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом;

е)     изменение условий отбывания наказания.

В.И. Селиверстов отмечает: «Режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в условиях его применения реализуется кара, т.е. совокупность правоограничений, устанавливаемых для осужденных. Одновременно режим определяет правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения отбывания наказания.

Содержание режима включает в себя группы правил, относящихся к персоналу исправительных учреждений: правила отбывания наказания осужденными; правила, относящиеся к иным гражданам, находящимся на объектах исправительных учреждений или на прилегающих к ним территориях»[2].

Таким образом, режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.

А.В. Бриллиантов отмечает, что в последующих нормах УИК РФ, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания лишения свободы, вместо понятия "режим" используется понятие "установленный порядок отбывания наказания". Содержанием этого порядка и является реализация режимных требований, которые обращены, с одной стороны, к администрации учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а с другой стороны - к осужденным, отбывающим наказание[3].

Согласно ч. 2 ст. 130 УИК РФ в тюрьмах устанавливаются общий и строгий режимы.

Однако помимо них ст. 85 УИК РФ оговаривает возможность введения в исправительных учреждениях и так называемого режима особых условий.

Для регулирования установленного порядка отбывания наказания в исправительных учреждениях федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. В настоящее время действуют правила, утвержденные приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. №205[4].

Положения указанных Правил и ст. 82 УИК РФ составляют единый комплекс норм, юридическая сила которых реализуется только путем их применения в совокупности. Нормативное единство указанных положений позволяет считать, что само по себе наделение Министерства юстиции РФ правом утверждения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений не способно повлечь избыточное ограничение прав и свобод осужденных и не противоречит требованиям Конституции Российской Федерации о допустимости ограничений прав и свобод только на основе федерального закона и только в конституционно одобряемых целях[5].

Согласно ст. 131 УИК РФ осужденные к лишению свободы содержатся в тюрьмах в запираемых общих камерах. В необходимых случаях по мотивированному постановлению начальника тюрьмы и с согласия прокурора осужденные могут содержаться в одиночных камерах.

Размещение осужденных по камерам производится с соблюдением требований, предусмотренных ст. 80 УИК РФ (раздельное содержание осужденных в зависимости от пола и возраста; впервые осужденных и осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, и т.д.). Кроме того, раздельно содержатся осужденные, находящиеся на общем и строгом режимах.

Изолированно от других осужденных и раздельно содержатся также осужденные, переводимые из одного исправительного учреждения в другое; осужденные, оставленные в тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Прогулки осужденных, содержащихся в тюрьме, проводятся покамерно в дневное время на специально оборудованной на открытом воздухе части территории тюрьмы. Прогулка осужденного может быть досрочно прекращена в случае нарушения им установленных правил внутреннего распорядка.

Предоставление специального права на прогулку продиктовано заботой о здоровье осужденных. Условием предоставления права на прогулку является отсутствие работы на открытом воздухе. Продолжительность прогулки зависит от вида исправительного учреждения и для тюрьмы устанавливается ст. 131 УИК РФ в зависимости от вида режима (общий или строгий).

А.В. Бриллиантов в комментарии к ст. 93 УИК отмечает: «Данное положение вполне соответствует международным стандартам. В п. 21.1 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и в п. 86 Европейских пенитенциарных правил установлено право осужденных, не занятых работой на свежем воздухе, на часовую прогулку. Часовой минимум прогулки предусмотрен для осужденных, находящихся на строгом режиме в тюрьме»[6].

Согласно ст. 89 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения.

Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами.

Осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание телефонным разговором, а в воспитательных колониях длительное свидание с проживанием вне исправительного учреждения краткосрочным свиданием с выходом за пределы воспитательной колонии. Порядок замены одного вида свидания другим устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Свидания проводятся в специальных помещениях, причем при длительном свидании осужденному и прибывшим на свидание лицам выделяется отдельная комната.

Разъединение одного свидания на несколько или объединение свиданий не допускается.

Первое свидание может быть предоставлено осужденному сразу по прибытии из карантинного отделения. При этом выбор вида свидания предоставляется самому осужденному. Последующие свидания предоставляются по истечении периода, равного частному от деления 12 месяцев на число полагающихся свиданий в течение года. Например, при шести разрешенных свиданиях интервал между свиданиями должен быть не менее двух месяцев. Интервалы между краткосрочными и длительными свиданиями считаются отдельно.

Ч. 4 ст. 89 УИК РФ устанавливает, что для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.

Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Личный обыск проводится лицами одного пола с осужденными. Обыск жилых помещений при наличии в них осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства.

Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования[7], лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Порядок производства обысков и досмотров определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт. Деньги, ценные бумаги и иные ценности, владелец которых не установлен, обращаются в доход государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Хранение приобретенных осужденными в установленном порядке ценных бумаг обеспечивается администрацией исправительного учреждения.

Ст. 103 УИК РФ устанавливает, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах организуется только на территории тюрьмы. Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

В.В. Геранин отмечает: «Общественно полезный труд отнесен законодателем к основным средствам исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ), и он же традиционно входит в число мер исправительного воздействия на осужденных, как известно, не содержащих кары. Вследствие этого как условия труда, так и его оплата не могут быть направлены на причинение осужденным страданий, что соответствует требованиям правила 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.

Согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 ТК РФ принудительный труд в Российской Федерации запрещен. Под принудительным трудом понимается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (ч. 2 ст. 4 ТК РФ). Указанные нормы воспроизводят предписания, закрепленные в таких важнейших международно-правовых документах, как Международный пакт "О гражданских и политических правах" и Конвенция МОТ N 29 о принудительном или обязательном труде. Несмотря на то что ст. 103 устанавливает обязанность осужденных трудиться, а выполнение любой закрепленной правовыми нормами обязанности обеспечивается возможностью применения санкций, это не противоречит ни международно-правовым нормам, ни Конституции РФ или трудовому законодательству, поскольку в ст. 8 Пакта и п. "c" ст. 2 Конвенции подчеркивается, что обязательный труд осужденных не рассматривается как вид принудительного труда»[8].

Ч. 4 ст. 104 УИК устанавливает, что продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.

Работающие в тюрьмах осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск в пределах исправительного учреждения продолжительностью 12 рабочих дней.

Для осужденных, оставленных в тюрьме для работы по хозяйственному обслуживанию, предусмотрен иной режим содержания. Они отбывают наказание на условиях, предусмотренных для лиц, отбывающих наказание в исправительных колониях общего режима. Кроме того, закон (ч. 3 ст. 77 УИК РФ) специально указывает, что эта категория осужденных содержится отдельно в незапираемых общих камерах; они пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью 2 часа.

В ст. 86 УИК РФ установлены виды мер безопасности: физическая сила, специальные средства и оружие, которые применяются в целях пресечения перечисленных противоправных действий осужденного, а также предотвращения причинения вреда окружающим и самому себе.

В случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе применяются физическая сила, специальные средства и оружие (ст. 86 УИК РФ).

Порядок применения указанных мер безопасности определяется гл. V Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"[9].

1.2.    Особенности строгого режима отбывания наказания в тюрьме

На строгом режиме содержатся осужденные, поступившие в данное исправительное учреждение, и осужденные, переведенные с общего режима за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания. По отбытии не менее одного года срока наказания на строгом режиме осужденные могут быть переведены на общий режим.

На строгом режиме не могут содержаться осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы.

Осужденным, отбывающим наказание на строгом режиме, разрешается:

а)     ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в ч. 2 ст. 88 УИК РФ (средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия), иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере шестисот рублей;

б)    иметь два краткосрочных свидания в течение года;

в)     получать одну посылку и одну бандероль в течение года;

г)     пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час.

1.3.    Особенности общего режима отбывания наказания в тюрьме

Осужденным, отбывающим наказание на общем режиме, разрешается:

а)     ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в ч. 2 ст. 88 УИК РФ (средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия), иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере восьмисот рублей;

б)    иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года;

в)     получать две посылки или передачи и две бандероли в течение года;

г)     пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.

1.4.    Режим особых условий в исправительных учреждениях

Согласно ст. 85 УИК РФ режим особых условий в исправительных учреждениях может быть введен в случаях:

а)     стихийного бедствия;

б)    введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения;

в)     при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении.

В период действия режима особых условий в исправительном учреждении может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, предусмотренных статьями 88-97 УИК РФ, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Российской Федерации, согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток по основаниям, определенным ч. 1 первой ст. 85 УИК РФ.

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить меры особого режима самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. В этом случае указанное должностное лицо в течение трех суток с момента получения уведомления принимает решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.

2.    Задание второе

2.1.    Задача 1

Родионова была осуждена по ч. 1 ст. 160 УК РФ к штрафу, в размере 95 000 рублей, с лишением права заниматься деятельностью в сфере торговли сроком на 2 года.

Осужденная не уплатила штраф в установленный срок, не являлась по повесткам судебного пристава-исполнителя, сообщив по телефону, что денег от неё не дождутся. Кроме того, в течение месяца Родионова без оформления контракта работала продавцом на частном предприятии.

Решите вопрос об ответственности осужденной за уклонение от отбывания наказания.

Решение:

Родионовой в соответствии с ч. 1 ст. 160 Уголовного кодекса Российской Федерации[10] (далее – УК РФ) (за присвоение или растрату, то есть за хищение чужого имущества, вверенного виновному) было назначено наказание:

а)     основное – штраф в размере 95 000 рублей;

б)    дополнительное – лишение права заниматься деятельностью в сфере торговли сроком на 2 года.

Согласно ст. 31 УИК РФ осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 УИК РФ осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа в установленный ч. 1 ст. 31 УИК РФ срок, признается злостно уклоняющимся от уплаты штрафа.

Согласно ч. 2 ст. 32 УИК РФ в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты, указанного в ч. 1 ст. 31 УИК РФ, направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с ч. 5 ст. 46 УК РФ (т.е. иным наказанием, за исключением лишения свободы).

Ст. 37 УИК устанавливает, что осужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязаны исполнять требования приговора.

В соответствии со ст. 38 УИК РФ осужденные, нарушающие требования приговора, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а именно ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта». Однако данной статьей устанавливается ответственность специального субъекта (представителя власти, государственного служащего, служащего органа местного самоуправления, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации), что исключает ответственность Родионовой, так как она работала продавцом на частном предприятии без оформления трудового договора (контракта).

Вывод:

Таким образом, согласно ч. 2 ст. 32 УИК РФ судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты штрафа, указанного в ч. 1 ст. 31 УИК РФ, должен направить в суд представление в отношении Родионовой о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с ч. 5 ст. 46 УК РФ. Согласно ч. 1 ст. 160 УК РФ штраф может быть заменен либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет.

2.2.    Задача 2

Гражданка Грачева (55-и лет), осуждена к двум годам ограничения свободы со штрафом. Отбыв половину срока, Грачева обратилась с просьбой об УДО, но получила отказ, после чего самовольно уехала в другой город к дочери, где была задержана через 2 дня.

Штраф Грачева также не уплатила.

Суд, учитывая возраст Грачевой, отказался заменить наказание более строгим, исключил время отсутствия Грачевой из срока наказания и предупредил её о недопустимости подобного поведения в будущем.

Допустил ли суд ошибку при решении вопроса об ответственности осужденной?

Решение:

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 59 | "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам"

Грачевой было назначено наказание:

а)     основное – 2 года ограничения свободы;

б)    дополнительное – штраф.

Ст. 79 УК РФ устанавливает, что условно-досрочному освобождению подлежит лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.

Таким образом, Грачева не подлежала условно-досрочному освобождению.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 50 УИК РФ наказание в виде ограничения свободы отбывается осужденным по месту его жительства. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы обязан соблюдать установленные судом ограничения, а также являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания.

Ч. 1 ст. 53 УК РФ определяет, что ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

Ч. 4 ст. 50 УИК РФ устанавливает, что согласие выезд осужденного к наказанию в виде ограничения свободы за пределы территории соответствующего муниципального образования дается уголовно-исполнительной инспекцией при наличии исключительных личных обстоятельств.

Согласно ч. 1 ст. 58 УИК РФ несоблюдение без уважительных причин осужденным установленных судом ограничений является нарушением порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы.

Таким образом, Грачева нарушила порядок и условия отбывания наказания в виде ограничения свободы

Ч. 2 ст. 58 УИК РФ устанавливает, что за нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде предупреждения.

В соответствии с ч. 6 ст. 58 УИК РФ осужденный, место нахождения которого неизвестно, объявляется в розыск и подлежит задержанию.

Ч. 7 ст. 58 УИК РФ устанавливает, что после задержания осужденного, которому ограничение свободы назначено в качестве основного вида наказания или избрано в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы, суд в соответствии со статьей 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о заключении осужденного под стражу и замене ограничения свободы лишением свободы в соответствии со статьей 53 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 53 УК РФ в случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

Ч. 4 ст. 58 УИК РФ признает злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы следующих лиц:

а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений;

б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля;

в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней;

г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, указанным в части третьей статьи 47.1 настоящего Кодекса.

Таким образом, Грачева не принадлежит к категории лиц, злостно уклоняющихся от отбывания наказания в виде ограничения свободы.

Ч. 3 ст. 49 УИК РФ определяет, что в срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин.

Ч. 5 ст. 53 УК РФ предусматривает ответственность только в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания.

Вывод:

Максимальные возрастные пределы уголовной ответственности в УК РФ не установлены. Следовательно, лицо, совершившее преступление в пожилом или даже преклонном возрасте, признается субъектом преступления. Поэтому отказ суда о замене наказания более строгим со ссылкой на возраст осужденной не соответствует требованиям закона. В данном случае при отказе суда о замене наказания более строгим необходимо ссылаться на ч. 4 ст. 58 УИК РФ, ч. 5 ст. 53 УК РФ.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 49 УИК РФ из срока наказания Грачевой должно быть исключено не все время ее отсутствия без уважительных причин по месту жительства, а только время отсутствия свыше одних суток.

Вынесенное судом предупреждение о недопустимости подобного поведения в будущем соответствует требованиям ч. 2 ст. 58 УИК РФ.

2.3.    Задача 3

Просматривая личные дела вновь прибывших осужденных, начальник колонии обнаружил, что трое из вновь прибывших, до совершения преступления работали на кожгалантерейной фабрике. На следующий день он вызвал их и приказал написать заявление о разрешении заниматься индивидуально-трудовой деятельностью – изготовлением бумажников, кошельков и иных мелких кожгалантерейных изделий – на имя начальника колонии.

Правомерны ли действия начальника исправительного учреждения?

Решение:

Согласно ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 27 октября 2007 г. N 1499-р «Об утверждении перечня основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных»[11] производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (код ОКВЭД 19.2) входит в перечень основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных.

Ч. 2 ст. 12 УИК РФ определяет, что меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

Ч. 4 ст. 12 УИК РФ устанавливает право (но не обязанность) осужденных на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания.

Вывод:

Таким образом, действия начальника исправительного учреждения неправомерны, так как его требование в приказном (принудительном) порядке о написании заявления на имя начальника колонии противоречит ч.ч. 2, 4 ст. 12 УИК РФ.

2.4.    Задача 4

Осужденный к исправительным работам Ручкин переехал на новое место жительства, не известив об этом уголовно-исполнительную инспекцию.

   Какое взыскание может быть вынесено Ручкину?

Решение:

В соответствии с ч. 5 ст. 40 УИК РФ осужденный к исправительным работам обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.

Ст. 46 УИК РФ устанавливает, что к нарушениям порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ относятся:

а)     неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции;

б)    неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;

в)     прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Вывод:

Таким образом, переезд Ручкина на новое место жительства без извещения уголовно-исполнительной инспекции не относится к нарушениям порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ, что исключает вынесение взыскания.

2.5.    Задача 5

Симонов был осужден по ч. 1 ст. 158 УК РФ к 1 году лишения свободы. Отбыв наказание, он вновь совершил преступление и был осужден по ч. 2 ст. 158 УК РФ к 5 годам лишения свободы.

В исправительной колонии какого вида режима должен отбывать наказание Симонов? Дайте характеристику данного вида режима исправительной колонии.

Решение:

Ч. 1 ст. 158 УК РФ предусматривает наказание за кражу с максимальным наказанием в виде лишения свободы на срок до двух лет. В соответствии с ч. 2 ст. 15 УК РФ кража относится к преступлениям небольшой тяжести (к умышленным и неосторожным деяниям, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы).

Ч. 2 ст. 158 УК РФ содержит квалифицированные составы кражи, которые согласно ч. 3 ст. 15 УК РФ относятся к преступлениями средней тяжести (к умышленным деяниям, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы).

На момент совершения второго преступления в соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ Симонов имеет непогашенную судимость и относится к категории лиц, ранее отбывавших лишение свободы (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11. 2001 г. №14 «О практике назначения судами видов исправительных учреждений» )[12]. Однако в данном случае рецидив преступления отсутствует, т.к. в соответствии с ч. 4 ст. 18 УК РФ судимости за умышленные преступления небольшой тяжести при признании рецидива преступлений не учитываются.

Вывод:

Таким образом, на основании ч. 1 ст. 58 УК РФ, ч.ч. 3, 4 ст. 74 УИК РФ Симонов должен отбывать наказание в исправительной колонии общего режима.

Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего режима установлены ст. 121 УИК РФ, и детализированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. N 205).

Осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях общего режима, проживают в общежитиях. Им разрешается:

а)     ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в ч. 2 ст. 88 УИК РФ, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере трех тысяч рублей;

б)    иметь шесть краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года;

в)     получать шесть посылок или передач и шесть бандеролей в течение года.

Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

а)     ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, без ограничения;

б)    иметь шесть краткосрочных и шесть длительных свиданий в течение года;

в)     получать 12 посылок или передач и 12 бандеролей в течение года.

Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, в целях успешной социальной адаптации могут быть по постановлению начальника исправительной колонии за шесть месяцев до окончания срока наказания освобождены из-под стражи. В этом случае осужденным разрешается проживать и работать под надзором администрации исправительного учреждения за пределами исправительной колонии. Они могут содержаться совместно с осужденными, которым предоставлено право передвижения без конвоя или сопровождения. Осужденным женщинам может быть разрешено проживание за пределами исправительной колонии совместно с семьей или детьми на арендованной или собственной жилой площади.

Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях. Им разрешается:

а)     ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в ч. 2 ст. 88 УИК РФ, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере двух тысяч рублей;

б)    иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года;

в)     получать три посылки или передачи и три бандероли в течение года;

г)     пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.

2.6.    Задача 6

В одном из цехов производства ИК возник пожар, который причинил ущерб на сумму 550 000 рублей. Расследованием установлено, что пожар возник от сигареты, которую бросил под станок осужденный Иванов.

В каком размере должен нести материальную ответственность Иванов. Кто при этом решает вопрос о возмещении ущерба?

Решение:

Согласно ч.1 ст. 102 УИК РФ в случае причинения во время отбывания наказания материального ущерба государству или физическим и юридическим лицам осужденные к лишению свободы несут материальную ответственность за ущерб, причиненный при исполнении осужденными трудовых обязанностей, - в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.

Ст. 238 Трудового кодекса Российской Федерации[13] (далее – ТК РФ) устанавливает, что работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность:

а)     в пределах своего среднего месячного заработка – в общем случае (ст. 241 ТК РФ);

б)    полную материальную ответственность – в случаях, предусмотренных ст. 243 ТК РФ (умышленного причинения ущерба; причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда).

Вывод:

Так как в условии задачи не уточнены обстоятельства поступка Иванова, сделать вывод о размере материальной ответственности не представляется возможным.

Согласно ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.

2.7.    Задача 7

Каким нормативным актом предусмотрено оказание помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы?

В чем заключается материальная помощь лицам, освобожденным от отбывания наказания.

Решение:

Оказание помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, предусмотрено гл. 22 УИК РФ «Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними», а также подзаконными актами:

а)     постановлением Правительства РФ от 24 октября 1997 г. №1358 «О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания»[14];

б)    постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. №800 «О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы»[15];

в)     Инструкцией об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы[16].

В соответствии со ст. 181 УИК РФ осужденным, освобождаемым от принудительных работ, ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (постановление Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. №800).

При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет средств федерального бюджета. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. №800[17]).

Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание.

2.8.    Задача 8

Каким категориям граждан арест не назначается? На какой срок назначается арест?

Решение:

Согласно ч. 2 ст.54 УК РФ арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 УК РФ арест устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (ред. от 23.07.13 г.) // СЗ РФ. – 2002. – №1 (часть I) . – Ст. 3.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 г. №63-ФЗ (ред. от 23.07.13 г.) // СЗ РФ. – 1996. – №25. – Ст. 2954.
  3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.97 г. №1-ФЗ (ред. от 23.07.13 г.) // СЗ РФ. – 1997. – №2. – Ст. 198.
  4. Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (ред. от 02.07.2013 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – №33. – Ст. 1316.
  5. Постановление Правительства РФ от 24 октября 1997 г. №1358 "О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания" // СЗ РФ. – 1997. – № 44. – Ст. 5074.
  6. Постановление Правительства РФ от 25 декабряг. №800 "О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы" (ред. от 03.11.11 г.) // СЗ РФ. – 2007. – №1 (часть II) . – Ст. 258.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 27 октябряг. N 1499-р «Об утверждении перечня основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных» (ред. от 22.05.2008 г.) // СЗ РФ. – 2007. – №45. – Ст. 5517.
  8. Приказ Минюста РФ от 3 ноябряг. №205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2005 г., регистрационный №7161) // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. – 2005. – №12.
  9. Приказ Минюста РФ от 13.01.2006 №2 (ред. от 08.09.2006) "Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.01.2006 №7426) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2006. – №7.
  10. Приказ Минюста РФ от 03 сентябряг. №178 "Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы" (зарегистрировано в Минюсте РФ 5 сентября 2007 г., регистрационный №10100) // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. – 2007. – №9.
  11. Определение Конституционного Суда РФ от 13 октября 2009 г. №1113-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Акопяна Григория Васильевича на нарушение его конституционных прав статьями 10, 82, 94 и 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" / URL: http://www.ksrf.ru (дата обращения 15.08.2013).
  12. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001г. №14 "О практике назначения судами видов исправительных учреждений" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2002. – №1 / URL: www.vsrf.ru/ (дата обращения 15.08.2013).
  13. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / Бриллиантов А.В., Курганов С.И.; под ред. А.В. Бриллиантова. – М.: Проспект. – 2011. Комментарий к статье 82 (Электронная версия).
  14. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Проспект. – 2011. – Комментарий к статье 82 (Электронная версия).

0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Регистрация

Loader

Если вы обнаружили изменения в законодательстве, не внесенные в содержание сайта, прошу сообщить администратору сайта для внесения поправок (e-mail: admin@jurkom74.ru).