Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года № 55 | "О судебном приговоре"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 54 | "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении"

Своеобразие статуса привлекаемых к отправлению правосудия представителей народа (присяжных и арбитражных заседателей) в зна­чительной мере обусловлено тем, что они выполняют свои обязаннос­ти по разбирательству судебных дел на временной основе, а не посто­янно, как это делают судьи-профессионалы. По закону заседатели не считаются судьями (см. ч. 1 ст. 11 Закона о судебной системе). Одна­ко важность выполняемых ими функций сближает их положение с по­ложением, занимаемым судьями.

Это проявляется, например, в том, что арбитражные заседатели при принятии решений в ходе рассмотрения дел, подведомственных ар­битражным судам, пользуются теми же правами, что и судьи-профессионалы. Голос ар­битражного заседателя равнозначен голосу судьи, с которым такой за­седатель рассматривает конкретное дело (ст. 19 АПК).

Несколько иначе обстоит дело с ролью присяжного заседателя. Его голос не обладает подоб­ным свойством, поскольку он привлекается только для решения глав­ным образом вопросов о виновности или невиновности подсудимого по уголовному делу, а также о том, заслуживает или нет данный под­судимый снисхождения. Однако, судья-профессионал не вправе при поста­новлении приговора произвольно игнорировать решение (вердикт) присяжных заседателей.

В силу большой значимости и ответственности выполняемых при­сяжными или арбитражными заседателями функций они наделяются при отправлении правосудия такой же независимостью, что и судьи-профессионалы. Оказание незаконного влияния на представителей на­рода с целью склонить их или понудить к вынесению неправосудного решения так же порицаемо, как и оказание его в отношении судей.

Кроме того, участвующим в отправлении правосудия представи­телям народа, наряду с правами, обеспечивающими их активность не­посредственно при принятии решений, предоставлены также доста­точные права по исследованию всех рассматриваемых в суде доказа­тельств и создаются надлежащие условия для их полной, всесторон­ней и объективной оценки, которая необходима для вынесения закон­ных, обоснованных и справедливых итоговых судебных решений. И в этом тоже проявляется сходство статуса заседателей со статусом судей-профессионалов.

Вместе с тем правовое положение представителей народа, привле­каемых к участию в отправлении правосудия, определяется не только теми правами и обязанностями, которые они могут осуществить при разбирательстве судебных дел и принятии решений по ним, а также мерами их защиты от постороннего влияния. Оно в значительной сте­пени определяется также порядком наделения их соответствующими полномочиями.

Основы правового статуса присяжных заседателей

Для характеристики статуса присяжных заседателей важным является не только то, что они наделены в определенных пределах правом участвовать в решении вопросов, возникающих при рассмотре­нии конкретных уголовных дел, но и то, что они получают свои пол­номочия в порядке, детально регулируемом законом.

Такой порядок исходит прежде всего из необходимости учета требований, предъявляемых к присяжным заседателям. Требования подробно изложены в ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

  1. не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
  2. имеющие непогашенную или неснятую судимость;
  3. признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
  4. состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

  1. подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
  2. не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
  3. имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя определены ст. 10 Закона, в которой говорится, что граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.

Ст. 12 Закона определяет, что на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.
Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основы правового статуса арбитражных заседателей

Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" определяет правовой статус арбитражных заседателей.

Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи, они независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.
Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Арбитражными заседателями не могут быть:

  1. лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном порядке судимость;
  2. лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;
  3. лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;
  4. лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы;
  5. судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
  6. лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.
По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть неоднократно включен в списки арбитражных заседателей в порядке, предусмотренном ст. 3 закона.

В случае, если рассмотрение дела, начатого с участием арбитражного заседателя, к моменту истечения срока его полномочий не окончено, арбитражный заседатель продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения дела по существу.

Привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей регулируется ст. 19 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Арбитражные заседатели могут быть привлечены к рассмотрению дел в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с АПК и другими федеральными законами по ходатайству стороны в связи с особой сложностью дела и (или) необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления.

В случае, если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, кандидатуры арбитражных заседателей определяются из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке, с учетом их специализации, путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда.

Если после отвода одного или нескольких арбитражных заседателей невозможно сформировать состав суда для рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей, указанное дело рассматривается судьей единолично.
При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи.

Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами.

Арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.

5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 5.00 (1 Vote)

Регистрация

Loader

Если вы обнаружили изменения в законодательстве, не внесенные в содержание сайта, прошу сообщить администратору сайта для внесения поправок (e-mail: admin@jurkom74.ru).