Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года № 55 | "О судебном приговоре"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 54 | "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении"

При исполнении наказания к осужденным применяются средства ис­правления (ст. 2ст. 9 УИК РФ).

Совокупность средств исправления осужденных при их применении об­разует исправительное воздействие, которое представляет собой особый вид воспитательного, педагогического процесса, осуществляемого при исполне­нии наказаний, то есть в условиях реализации мер государственного при­нуждения, ограничения прав, свобод и законных интересов осужденных. Они не присущи педагогическому процессу, проводимому, например, в учебных заведениях, в воинских частях и т. д.

Объем и характер средств исправления зависит от вида исполняемого наказания (ч. 3 ст. 9 УИК РФ). Даже при исполнении различных видов на­казаний, связанных с изоляцией от общества, исправительное воздействие на осужденных отличается по своему содержанию, например:

    • при исполнении ареста осужденные не привлекаются к общему и профессиональному образованию (ст. 69, 70 УИК РФ), а трудовая деятельность их ограничивается хозяйст­венным обслуживанием арестного дома без оплаты;
    • с осужденными, отбы­вающими пожизненное лишение свободы (ст. 126-127 УИК РФ), не преду­сматривается проведение воспитательной работы, их труд организуется в камерах;
    • при исполнении лишения свободы на определенный срок средства исправления осужденных применяются в полном объеме.

При исполнении исправительных работ можно говорить о применении лишь отдельных элементов такого воздейст­вия. При исполнении такого вида наказания, как содержание военнослужа­щего в дисциплинарной воинской части, имеет место применение средств и методов воинского воспитания. Поэтому понятие, общая характеристика и содержание исправительного воздействия будут излагаться далее примени­тельно к условиям отбывания лишения свободы на определенный срок.

Исправительное воздействие отличается от обычного воспитания по своему объекту. Применительно к лишению свободы в качестве объекта для него выступают лица, осужденные к лишению свободы, представляющие наибольшую опасность для общества и запущенные в социально-нравствен­ном отношении. Особенности объекта определяют направленность испра­вительного воздействия - не только формирование личности гражданина, но и его исправление.

Результатом применения исправительного воздействия должно быть ис­правление осужденного — уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, правопослушное поведение.

Воспитательная работа с осужденными направлена на формирование у них элементарных навыков социально одобряемого поведения - уважения к личности человека, обществу, господствующим в нем нормам, правилам поведения и традициям человеческого общежития, к труду и его результа­там, к закону, правопослушного поведения.

Общее образование осужденных и их профессиональная подготовка, ее формы и организация регламентируются Уголовно-исполнительным кодек­сом в соответствии законодательством РФ об общем и профессиональном образовании. По своему содержанию и формам обучения они не содержат каких-либо карательных элементов.

Труд осужденных традиционно в уголовно-исполнительном законода­тельстве относился к числу основных средств их исправления. Международные правовые акты, а также уголовно-исполнительное законодательство рассматривают труд осужденных в качестве необходимого средства их исправления, а его обязательность не свидетель­ствует о том, что он является видом принудительного труда.


 

Правовая регламентация применения каждого средст­ва исправительного воздействия различна. Наиболее полно регламентирует­ся нормами права труд осужденных, поскольку общественные отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности, наиболее значимы, они за­трагивают насущные интересы лиц, отбывающих наказание. Нормы права устанавливают обязанность труда осужденных, порядок привлечения к тру­ду, его условия и оплату.

Поскольку труд осужденных - не только правовая, но и педагогическая категория, он не может в полном объеме регламентироваться правом. Поэтому вся совокупность вопросов нравственной и психологической подго­товки и участия осужденных в труде относится к психолого-педагогической деятельности и не регламентируется правом.

Воспитательная работа с осужденными, общее обучение и профессиональ­ная подготовка, а также общественное воздействие регламентируются норма­ми уголовно-исполнительного права в основных чертах. Они определяют ее за­дачи, принципы, важнейшие направления и формы. Ограниченный объем правовой регламентации применения данного средства исправления предо­ставляет необходимый простор в реализации методов психологии и педагоги­ки. Общее и профессиональное обучение осужденных урегулировано правом также в общих чертах. Оно определяет лишь категории лиц, подлежащих обя­зательному обучению, порядок и условия освобождения осужденных от рабо­ты в связи с подготовкой и сдачей ими экзаменов. Воспитательное воздействие на осужденных оказывается при исполнении всех видов наказания - как со стороны органов, его исполняющих, так и общества в целом.

0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Регистрация

Loader

Если вы обнаружили изменения в законодательстве, не внесенные в содержание сайта, прошу сообщить администратору сайта для внесения поправок (e-mail: admin@jurkom74.ru).