Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года № 55 | "О судебном приговоре"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 54 | "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении"

Принципы финансового права — это начала, в которых проявляются объективные закономерности, тенденции и потребности общества, его главные устои. На основе принципов финансового права реализуются финансово-правовые нормы. Без принципов финансового права было бы трудно создавать адекватную социальным реальностям систему норм фи­нансового права.

К наиболее важным принципам финансового права относятся:

  • законность;
  • плановость;
  • гласность;
  • федерализм;
  • самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления;
  • взаимная ответственность государства и граждан в области финансовой деятельности.

Законность можно определить как обяза­тельное (неуклонное) исполнение требований финансовых законов и основанных на них подзаконных актов всеми субъектами финан­сового права: государственными и муниципальными органами вла­сти, должностными лицами, предприятиями всех форм собственно­сти, общественными организациями и гражданами.

В финансовом праве принцип законности проявляется в по­ложении: соблюдать и исполнять финансовое законодатель­ство должны все, но в первую очередь — сами финансовые орга­ны и их должностные лица, участвующие в осуществлении фи­нансовой деятельности государства. Именно от них, обладающих государственно-властными полномочиями, зависит решение боль­шого числа финансовых вопросов (например, налогового характе­ра), непосредственно затрагивающих положение широкого круга субъектов.

Важность планирования в процессе осу­ществления финансовой деятельности государства настолько вели­ка, что многие авторы рассматривают плановость как принцип фи­нансового права. И действительно, идет ли речь о денежных тратах одного человека или о бюджете семьи, тем более о доходах и расхо­дах государства, все эти действия осуществляются по определенно­му плану.

Принцип плановости есть фундаментальный принцип финансо­вого права, выражающийся в том, что финансовая деятельность лю­бой структуры, как государственной, так и частной, осуществляется на основе финансового плана, учитывающего доходы и расходы на определенный период. Для субъекта РФ таким планом является бюджет региона; для бюджетного учреждения — смета доходов и расходов; для кредитного учреждения — кассовый план и т.д.

Принцип плановости входит в содержание всей финансовой деятельности государственных и муниципальных органов власти, государственных предприятий и учреждений.

Принцип гласности применительно к фи­нансовому праву означает, что финансово-правовые акты, если при этом они еще затрагивают права и свободы граждан, должны быть официально опубликованы в целях доведения до всеобщего сведе­ния. Процедура доведения до сведения всех граждан соответст­вующей финансово-правовой информации осуществляется с помо­щью периодической печати и телевидения. Принцип гласности также означает доступность финансово-правовых норм для населения. Научное изложение норм финансового права должно сочетаться с простотой и краткостью их изложения в нормативном акте.

Принцип финансового феде­рализма заключается в том, что каждый субъект РФ обладает правом иметь свой бюджет, причем по каждому бюдже­ту издается законодательный акт.

Таким образом, в рамках РФ принимается не один государственный бюджет, а система государственных бюджетов, в которой особую роль играет бюджет федеральный, обеспечивающий общефедеральные интересы, а также интере­сы бюджетов всех уровней.

Бюджеты всех уровней самостоятельны, что обеспечивается пра­вом независимого утверждения каждого из них соответствующими представительными органами и наличием собственных источников бюджетных средств.

Конституция РФ разграничивает предметы ведения между Рос­сийской Федерацией в целом и ее субъектами.

В ведении РФ находятся финансовое, ва­лютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия; федераль­ные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды реги­онального развития (ст. 71 Конституции РФ).

К совместному ведению РФ и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сбо­ров в РФ (ст. 72 Конституции РФ).

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного са­моуправления - принцип финансового права, нашедший от­ражение в российском законодательстве, вполне согласуется с поло­жениями Европейской хартии о местном самоуправлении 1985 г., где говорится: «Органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточ­ными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций».

В РФ органы местного самоуправления име­ют право самостоятельно осуществлять финансовую деятельность, в частности, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Это право гарантировано ст. 130-133 Конституции РФ, законами субъектов РФ о местном самоуправлении.

Принцип взаимной ответственности государственных органов и граждан в области финансовой деятельности означает, что государство в лице уполномоченных государственных (муниципаль­ных) органов власти и граждане взаимно ответственны в области фи­нансовой деятельности, т.е. равны перед законом и одинаково несут юридическую ответственность за действия, не согласованные с зако­ном.

Данный принцип предполагает, что органы государственной (муниципальной) власти и их должностные лица за совершенные правонарушения или ненадлежащее исполнение служебных обязан­ностей в области финансовой деятельности несут соответствующую юридическую ответственность: дисциплинарную, финансовую, ад­министративную и уголовную.

 

0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Регистрация

Loader

Если вы обнаружили изменения в законодательстве, не внесенные в содержание сайта, прошу сообщить администратору сайта для внесения поправок (e-mail: admin@jurkom74.ru).