Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года № 55 | "О судебном приговоре"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 54 | "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении"

Реорганизация юридических лиц: понятие, способы, правопреемство

Понятие "реорганизация" закон не раскрывает, однако общий ее смысл состоит в том, что данная юридическая процедура преследует цель создания одних и прекращения других юридических лиц, как правило, связывая между собой эти процессы и обусловливая одно (создание) другим (прекращением).

Поэтому реорганизация, с одной стороны, - альтернатива первоначальному возникновению (учреждению) юридических лиц, с другой - один из способов прекращения одного (нескольких) юридических лиц.

См. также п. 26 и 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Способы реорганизации юридического лица

слияние
A + B = C
права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему С
только в условиях соблюдения чистоты организационно-правовой формы   не могут осуществляться принудительно, но иногда требуют согласования с уполномоченными государственными органами
присоединение (или поглощение, вливание)
A + B = A
права и обязанности В переходят к А
 
разделение
A = B + C
права и обязанности переходят к вновь возникшим В и С
возможны также по решению уполномоченных государственных органов или суда  
выделение
A = A + B
к каждому из них переходят права и обязанности А
 
преобразование
A → B
к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного
    не может осуществляться принудительно, но иногда требует согласования с уполномоченными государственными органами

 

Приведенные формулы позволяют разделить процессы реорганизации на три группы:

1) процессы возникновения и прекращения одного (нескольких) юридических лиц протекают параллельно:

    • при слиянии вместо прекращающих существование A и B возникает C;
    • при разделении - вместо прекращающего существование A возникают B и C;
    • при преобразовании вместо прекращающего существование A возникает B.

2) процесс прекращения юридического лица не сопряжен с возникновением какого-либо юридического лица:

    • только присоединение (иначе - поглощение, вливание - способ прекращения юридического лица В).

3) процесс возникновения юридического лица (B) не сопряжен с прекращением какого-либо юридического лица:

    • только выделение.

Никакие другие формы реорганизации (помимо пяти названных) невозможны, однако возможны комбинации разных форм реорганизации. Все указанные формы реорганизации осуществляются добровольно, т.е. по собственному желанию учредителей (участников) и их решению или по решению уполномоченного органа юридического лица (п. 1 ст. 57 ГК).

    1. разделение и выделение возможны также по решению уполномоченных государственных органов или суда (например, по предписанию антимонопольного органа);
    2. слияние, присоединение и преобразование не могут осуществляться принудительно, но иногда требуют согласования с уполномоченными государственными органами (в частности антимонопольными);
    3. слияние, присоединение, разделение и выделение возможны только в условиях соблюдения чистоты организационно-правовой формы. Это означает, что, к примеру, акционерное общество может слиться только с другим акционерным обществом (или присоединиться к другому акционерному обществу), а результатом разделения производственного кооператива (или выделения из него) могут быть только другие - один или несколько производственных кооперативов и никакие другие формы.

В то же время разделение и выделение возможны также по решению уполномоченных государственных органов или суда (например, по предписанию антимонопольного органа в отношении коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход, в случае если они занимают доминирующее положение и систематически осуществляют монополистическую деятельность). Согласно ст. 57 ГК реорганизация юридического лица по решению государственного органа может (и должна) быть осуществлена учредителями (участниками), уполномоченными ими органом или органом юридического лица, уполномоченным на реорганизацию учредительными документами (вынужденная реорганизация), в противном случае ее осуществляет внешний управляющий - лицо, специально назначенное судом по иску государственного органа для реорганизации юридического лица (принудительная реорганизация).

Слияние, присоединение и преобразование не могут осуществляться принудительно, но иногда требуют согласования с уполномоченными государственными органами, в частности антимонопольными (п. 3 ст. 57 ГК).

Кроме того, слияние, присоединение, разделение и выделение возможны только в условиях соблюдения чистоты организационно-правовой формы. Это означает, что, к примеру, акционерное общество может слиться только с другим акционерным обществом (или присоединиться к другому акционерному обществу), а результатом разделения производственного кооператива (или выделения из него) могут быть только другие - один или несколько производственных кооперативов и никакие другие формы.

Преобразование предполагает смену одной организационно-правовой формы на другую (п. 5 ст. 58 ГК), например акционирование унитарного предприятия, т.е. преобразование унитарного предприятия в акционерное общество. Свобода преобразования ограничивается законом (ст. 68, п. 2 ст. 92, п. 2 ст. 104, п. 2 ст. 112 ГК, ст. 17 Закона о некоммерческих организациях), при этом иногда закон запрещает преобразование одной формы коммерческой организации в другую, иногда же разрешает преобразование коммерческой организации в некоммерческую и наоборот. Так, хозяйственные общества не могут преобразоваться в хозяйственные товарищества (ст. 68, п. 2 ст. 92, п. 2 ст. 104 ГК), однако акционерное общество может преобразоваться в некоммерческое партнерство (п. 1 ст. 20 Закона об АО), унитарное предприятие - в учреждение (ст. 34 Закона об УП), некоммерческое партнерство и частное учреждение - в хозяйственное общество, а объединение юридических лиц (ассоциация или союз) - в хозяйственное общество или товарищество (см. пп. 1, 2, 4 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Понятно, что преобразование коммерческой организации в некоммерческую сопряжено с переходом от универсальной (по общему правилу) правоспособности к специальной, а преобразование некоммерческой организации в коммерческую - с переходом от специальной правоспособности к универсальной (по общему правилу).

Правопреемство при реорганизации юридического лица

Специфической чертой реорганизации независимо от ее формы является универсальное правопреемство, т.е. процесс перехода прав и обязанностей как единого целого от одного юридического лица (правопредшественника) к другому юридическому лицу (правопреемнику). Правопреемство охватывает все права и обязанности юридического лица, а не только вытекающие из обязательств с его участием (как это может ошибочно показаться исходя из п. 1 ст. 59 ГК):

    • при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу;
    • при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам;
    • при присоединении одного юридического лица к другому права и обязанности первого переходят ко второму;
    • при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица;
    • при преобразовании юридического лица к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (ст. 58 ГК).

Формально правопреемство документируют:

    1. передаточный акт (при слиянии, присоединении и преобразовании);
    2. разделительный баланс (при разделении и выделении) (п. 1 ст. 59 ГК);
    3. предусмотрено заключение договора о слиянии или присоединении.

Если разделение или выделение происходит одновременно со слиянием или с присоединением, разделительный баланс выполняет функции передаточного акта (п. 8 ст. 19.1 Закона об АО). Согласно абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК (и с учетом пп. 1, 2 ст. 57 ГК) при реорганизации юридического лица добровольной передаточный акт или разделительный баланс утверждаются его учредителями (участниками), при вынужденной - уполномоченным государственным органом, принявшим решение о реорганизации, при принудительной - судом. Передаточный акт или разделительный баланс представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Их непредоставление (равно как и отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица) влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК). Данное последствие может касаться только тех четырех из пяти форм реорганизации, при которых возникают новые юридические лица (оно не касается присоединения). В свою очередь, некачественное документирование правопреемства не является безусловным препятствием для правопреемства как такового, что подтверждает правило п. 3 ст. 60 ГК.

Помимо передаточного акта и разделительного баланса, предусмотрено заключение договора о слиянии (между сливающимися обществами) или присоединении (между присоединяемым обществом и обществом, к которому происходит присоединение) для соответствующих форм реорганизации. Договоры о слиянии и присоединении, а также решения о реорганизации посредством других форм должны содержать ряд существенных условий, определяемых законом (п. 3 ст. 16, п. 3 ст. 17, п. 3 ст. 18, п. 3 ст. 19, п. 3 ст. 20 Закона об АО). В обществах с ограниченной ответственностью (а в силу п. 3 ст. 95 ГК - и в обществах с дополнительной ответственностью) договор о слиянии заменяет учредительный договор и признается учредительным документом общества, создаваемого путем слияния (см. п. 3 ст. 52 Закона об ООО).

Права кредиторов при реорганизации

Статья 60 ГК РФ устанавливает гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Процесс реорганизации юридического лица затрагивает интересы его кредиторов, поэтому законодательством предусмотрена обязанность письменного уведомления кредиторов юридического лица при его реорганизации.

Юридическое лицо в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью 1 раз в месяц помещает в СМИ, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются:

    • сведения о каждом участвующем в реорганизации;
    • создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице;
    • форма реорганизации;
    • описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований;
    • иные сведения, предусмотренные законом.

Гарантии защиты прав кредиторов при реорганизации юридического лица:

В соответствии со п. 1 ст. 13.1 Федерального Закона “О государственной  регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” юридическое лицо в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более 3 рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации. Следовательно, статус должника можно проверить, заказав выписку из ЕГРЮЛ (200 рублей – стандартная выписка или 400 рублей – срочная).

 П. 2 указанной статьи устанавливает, что реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью 1 раз в месяц помещает в СМИ, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Уведомление о реорганизации публикуется  в журнале "Вестник государственной регистрации".

Однако наиболее значимым и не требующим проявление инициативы со стороны кредитора является положение п. 2 ст. 13.1. Федерального Закона “О государственной  регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, в соответствии с которым реорганизуемое юридическое лицо в течение 5 рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

И вот здесь начинаются сложности, недобросовестный должник, не желающий сообщать о реорганизации, может либо просто уклоняться от уведомления кредиторов не посылая им никаких письменных уведомлений, однако данный вариант действий не является эффективным. Изощренные должники посылают письма – пустые конверты или же, что является наиболее верным для ухода от подозрения – поздравления с праздниками, предложения дальнейшего сотрудничества или акт сверки для подписания с обещанием погасить долг.  Отсутствие доказательств «уведомления» кредиторов, т.е. документов, подтверждающих отправление письма (содержание которого  не имеет значения, так как не требуется составления описи вложения, и невозможно налоговому органу проверить письмо с каким содержанием было отправлено), учитывая буквальное толкование ст. 14 Федерального Закона “О государственной  регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, который устанавливает перечень документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путём реорганизации не должно влечь отказа в регистрации, так как в приведенном выше перечне отсутствует требование о представлении документов, подтверждающих уведомление кредиторов о реорганизации.  Данная позиция получила отражение в практике судов кассационной инстанции: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.07.2010 по делу N А45-12310/2009, Постановление ФАС Московского округа от 18.03.2009 N КГ-А40/936-09 по делу N А40-53069/08-119-220, Постановление ФАС Поволжского округа от 30.09.2009 по делу N А12-5218/2009, Постановление ФАС Уральского округа от 18.11.2009 N Ф09-9008/09-С4 по делу N А07-3189/2009-Г-ГЛШ,  Постановление ФАС Уральского округа  от 25 января 2010 г. N Ф09-11320/09-С4, а также в Определении  ВАС РФ от 11.01.2010 N ВАС-17749/09 по делу N А28-13857/2008-375/14. Помимо апеллирования к ст.14. суды также указывают на возможность предьявления требования об исполнении обязательств к  реорганизованному лицу. Типичной аргументацией судов является ход мысли ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от от 16 июля 2010 г. по делу N А45-12310/2009.

В судебной практике существует и иная позиция, согласно которой  решение регистрирующего органа о госрегистрации общества с ограниченной ответственностью, создаваемого путем реорганизации, принятое при отсутствии доказательств письменного уведомления кредиторов, неправомерно. Суд в таком случае исходил  из того, что в пункте  5 статьи  51 Закона об ООО установлено правило, согласно которому государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов. Решение уполномоченного органа о регистрации при отсутствии доказательств надлежащего уведомления кредиторов признается неправомерным, так как оно нарушает права и законные интересы кредиторов общества (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.03.2011 по делу N А32-11446/2010)

ВАЖНО! Недобросовестное уведомление кредитора

Учитывая официальную позицию Высшего Арбитражного Суда, пускай и выраженную в определении, а также многочисленную практику судов кассационной инстанции можно признать вопрос о последствиях неуведомления кредиторов должником, находящимся в реорганизации решен логично, но спорно с точки зрения справедливости, так как фактически подрывает действие гарантии на получение информации и способствует злоупотреблениям. Кредитор для защиты своих прав должен проявлять активность  - такова позиция законодателя.

Если же должник направил в адрес кредитора письмо, которое должно выполнять роль надлежащего уведомления,  однако открыв его кредитор обнаруживает подозрительные документы или “пустоту” , то  в таком случае можно составить акт на  почте о получении «пустого конверта» и готовиться к предъявлению требований о досрочном исполнении обязательства.

Кредиторы имеют право на обеспечение своих требований к реорганизуемому юридическому лицу в случаях,

    1. когда на момент принятия решения о реорганизации они не имели обеспечения;
    2. когда имеющееся обеспечение, по их мнению, недостаточно.

В последнем случае исключение составляют лишь залоговые кредиторы: если требование кредитора уже обеспечено залогом, такой кредитор не вправе требовать дополнительного обеспечения его требований, хотя бы залог и не покрывал всего требования (п. 5 ст. 60 ГК РФ). Невозможность реорганизуемого юридического лица предоставить своим кредиторам достаточного обеспечения их требований - возможный повод для предъявления последними требований, указанных в п. 2 ст. 60, и одно из обязательных условий для предъявления ими требований, указанных в п. 3 ст. 60.

Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (п. 2 ст. 60 ГК РФ).

Надлежащим образом заявленные требования кредиторов удовлетворяет реорганизуемое ЮЛ (должник) вплоть до завершения реорганизации, в результате этого требования погашаются, не отражаются в передаточном акте (разделительном балансе) и не переходят к юридическому лицу - правопреемнику. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

П. 4 ст. 60 ГК РФ предусмотрена солидарная ответственность вновь созданных в результате реорганизации (продолжающих деятельность) юридических лиц в случае, если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации. Кроме того, Высший Арбитражный Суд в Определении от 28 июня 2010 г. N ВАС-9841/10 по делу  указал, что “если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами”.

В настоящий момент именно данная гарантия представляется наиболее важной для кредиторов при проведении реорганизации юридического лица – должника. Однако, закон предусматривает специальный способ защиты прав кредиторов - солидарное взыскание, но не предоставляет им права оспаривать решения о реорганизации по данному основанию. Данный вывод подтверждается Определением ВАС РФ от 06.04.2010 N ВАС-3671/10, Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 17.12.2009 по делу N А53-1356/2009, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 ноября 2009 г. по делу N А31-185/2009.

0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Регистрация

Loader

Если вы обнаружили изменения в законодательстве, не внесенные в содержание сайта, прошу сообщить администратору сайта для внесения поправок (e-mail: admin@jurkom74.ru).