Интернет-сайт JURKOM74.RU (далее - «Сайт») использует файлы cookie и схожие технологии, чтобы гарантировать максимальное удобство пользователям (далее - «Пользователи»), предоставляя персонализированную информацию, запоминая предпочтения в области маркетинга и контента Сайта, а также помогая получить нужную Пользователю информацию. При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением в отношении данного типа файлов. Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать Сайт.

Республика (лат. государственное, общественное дело) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

    1. выборность власти;
    2. ограниченность срока полномочий власти;
    3. зависимость от избирателей.

Виды республик:

Положением, содержащимся в ст. 1, российская Конституция делает четкий выбор из двух форм правления, известных совре­менному государству: республики и монархии. РФ провозглашена республикой, что означает выборность гла­вы государства. Однако, сделав этот первичный выбор, Консти­туция не пошла дальше и не определила вид республиканской формы правления. Между тем мировой конституционной теории и практике известны три вида республики:

    • парламентская;
    • пре­зидентская;
    • полупрезидентская.

В парламентской республике глава государства (президент) из­бирается парламентом, главой правительства становится лидер партии, победившей на выборах. Парламент осуществляет кон­троль над правительством. В случае вынесения парламентом во­тума недоверия правительство автоматически подает в отставку (или премьер-министр ставит вопрос о роспуске парламента и назначении новых выборов). Министры назначаются из членов парламента и сохраняют в нем свое место. Примеры: Италия,ФРГ.

В президентской республике глава государства (президент) из­бирается населением (гражданами) и сам формирует правитель­ство, которое подотчетно только ему. Парламент не вправе выно­сить вотум недоверия. Президент не имеет права роспуска парла­мента. Министры не могут быть одновременно членами парламента. Примеры: США, Мексика.

В полупрезидентской республике глава государства (президент) избирается населением (гражданами) и сам формирует прави­тельство, которое ему подотчетно. Парламент вправе выражать недоверие (порицание) правительству, но вопрос об отставке ре­шается президентом. Президент имеет право роспуска парламен­та. Министры не являются членами парламента. Правительство обладает правами для оказания давления на парламент, но и пар­ламент сохраняет элементы контроля над правительством. При­мер: Франция.

Близко к этой форме правления стоит так называемая парламентско-президентская республика (Украина), в которой полно­мочия разделены между президентом и парламентом, но пар­ламент играет более значительную роль, в том числе и при фор­мировании правительства.

Это самые общие черты различных видов республиканской формы правления, которые варьируются по-разному даже в при­веденных в качестве примеров странах в рамках одной формы правления. Особенности свойственны практически каждой стра­не, поскольку никто не хочет, да и не может в силу обстоятельств слепо копировать модель другой страны. Но если попытаться сравнить нынешнюю российскую форму правления с приведен­ными, то станет ясно, что это скорее полупрезидентская респуб­лика, но с более широкими полномочиями президента.

Рассмотрим вопрос о возможности реставрации монархии в России. В современной России имеются политические движения, выступающие за реставрацию монархии. Каковы юридические аргументы за или против позиции монархистов?

2 марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола и сложил с себя верховную власть. Однако он не передал ее закон­ному наследнику — царевичу Алексею, объяснив это нежеланием расстаться с сыном, а объявил о передаче наследия брату — вели­кому князю Михаилу Александровичу и благословил его на всту­пление на престол государства Российского. Но 3 марта великий князь отказался принять верховную власть, заявив о своем реше­нии «в том случае воспринять, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием через представителей своих в Учредительном собрании устано­вить образ правления и новые основные законы государства Рос­сийского».

Временное правительство подготовило Положение о выборах в Учредительное собрание, утвержденное 23 сентября 1917 г., но 1 сентября провозгласило Российскую республику, на что леги­тимных полномочий, безусловно, не имело (Государственная ду­ма фактически не работала). Что касается Октябрьского перево­рота и установления советской власти в форме республики Сове­тов, то монархисты не без основания отмечают, что легитимность всех конституционных установлений этого периода более чем со­мнительна, поскольку большевики разогнали Учредительное соб­рание, которое, однако, в первый день своей работы успело про­возгласить Россию республикой. И хотя в дальнейшем в стране (до 1989 г.) не проводились свободные выборы, референдум 1993 г. и утверждение на нем Конституции с республиканской формой правления можно считать легитимным завершением спо­ра о судьбе монархии в России. Чтобы оспорить этот вывод, мо­нархистам приходится изыскивать доказательства в пользу нелегитимности самой Конституции РФ и президентской власти, хотя последняя была учреждена опять же всероссийским референду­мом (1990 г.) и неоднократно подтверждена президентскими вы­борами.

 



0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 23 |   "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2017 года № 21 |   "О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2017 года № 19 |   "О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 16 |   "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 |   "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"