Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года № 55 | "О судебном приговоре"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 54 | "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении"

Система специализированных прокуратур Российской Федерации, принцип их формирования

Организация и деятельность специализированных прокуратур в современных условиях обусловливается объективной необходимостью обеспечения законности в специфических сферах, имеющих особую важность для функционирования общества и государства.

Специализированные прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы.

Исторически сложились и функционируют специализированные прокуратуры двух типов:

    1. первого типа (военные, транспортные, по надзору на особо режимных объектах) - осуществляют возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений;
    2. второго типа (природоохранные и по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях) - действуют по выполнению задач и функций прокуратуры наряду с территориальными.

Перечисленные прокуратуры не могут заменять либо подменять деятельность территориальных прокуратур как основных звеньев прокурорской системы.

Организация и деятельность различных типов специализированных прокуратур характеризуются существенной спецификой.

Создание военных, транспортных и природоохранных прокуратур объективно обусловлено тем, что имеется постоянная задача осуществления функций прокуратуры в специфических сферах правовых отношений, не зависящих от территориального деления страны. В этих сферах организуются и действуют хозяйственные и государственно-правовые структуры, закономерности формирования и функционирования которых непосредственно не связаны с федеративным устройством и административно-территориальным делением.

Принцип организации таких прокуратур условно можно назвать производственным, поскольку базисные правоотношения, а также реализующие их хозяйственные, государственно-правовые структуры организуются и действуют преимущественно на иных организационных принципах ("линейный" принцип организации управления железными дорогами, принцип "порта приписки" на морском и речном транспорте, внетерриториальный - окружной, гарнизонный, группа войск и т.д. - принципы формирования Вооруженных Сил).

Экологические правонарушения и их последствия развиваются не по административно-территориальным признакам, а под влиянием экологических, естественно-географических закономерностей (залповый выброс токсичных веществ предприятием, расположенным на значительном удалении от места проявления его вредных последствий, зачастую проявляется на "безвинно" пострадавшей территории в результате действия экологических законов (например, розы ветров).

Преступники, посягающие на охраняемые законом общественные отношения (собственность, техническую безопасность, общественный порядок, жизнь и здоровье граждан и т.п.), действуют внетерриториально, а нередко с использованием разобщенности между линейными структурами, транспортными и территориальными органами обеспечения безопасности и порядка. Многие хищения, повреждения, порча грузов совершаются в одном регионе, а обнаруживаются в значительном удалении от него. Нарушение правил технической эксплуатации транспорта допущены в одном регионе, а последствия (авария, крушение) проявляются в другом. Террористический акт, связанный с захватом заложников, уничтожением транспортных средств и т.п., подготавливается нередко в месте отправления авиатехнических средств, а дальнейшие преступные действия осуществляются в иных регионах.

В настоящее время воссоздана трехзвенная система специализированных транспортных прокуратур:

    • районные (межрайонные) транспортные прокуратуры (на низовом уровне);
    • восемь региональных транспортных прокуратур на правах областных;
    • управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере.

Транспортные прокуратуры осуществляют свои полномочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.

Систему военных прокуратур возглавляет Главная военная прокуратура (далее - ГВП), которая согласно п. 6 ст. 14 Закона о прокуратуре является структурным подразделением Генпрокуратуры РФ, представляя собой тем не менее фактически автономную структуру, возглавляемую заместителем Генпрокурора РФ - Главным военным прокурором.

Органы военной прокуратуры организуются в соответствии с принципами строительства Вооруженных Сил, других войск и Военно-морского Флота и включают помимо ГВП: прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратуру Ракетных войск стратегического назначения и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов РФ; прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Особый режим организации и деятельности предприятий и иных объектов оборонного комплекса страны, специфика его структуры и управления предопределяют необходимость функционирования прокуратур, действующих в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) и на особых режимных объектах, подчиненных прокурорам соответствующих субъектов РФ (исключение составляют прокуратуры комплекса "Байконур") и Генпрокуратуре РФ. Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями в ЗАТО, на особо важных и особо режимных объектах, органами военного управления, специализированными военно-строительными и иными воинскими формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации названных объектов. Применительно к структуре оборонного комплекса и ЗАТО организуются подразделения служб ФСБ и МВД России, следственные подразделения, поднадзорные прокуратуре.

Начиная с 1990 г. на правах областной функционирует Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, в состав которой входят 15 межрайонных природоохранных прокуратур, осуществляющих свою деятельность в границах Волжского бассейна (от Череповца в Вологодской области до Астраханской области). Перечень объектов,  поднадзорных Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре, определяется соответствующим прокурором по согласованию с прокурорами субъектов РФ, входящих в Волжский бассейн.

Во многих субъектах РФ действуют природоохранные прокуратуры межрайонного уровня, причем в некоторых из них (Республика Коми, Хабаровский край, Кемеровская область и др.) с учетом складывающейся обстановки созданы по две таких прокуратуры.

Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний созданы в отдельных регионах в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Эти прокуратуры действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов РФ.

На эти прокуратуры возложен надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, администрациями этих учреждений, а также специальными подразделениями по обеспечению безопасности объектов этой системы.

Успешность деятельности по обеспечению законности достигается надлежащим взаимодействием всей системы специализированных прокуратур с территориальными прокуратурами. В связи со сложностью определения на практике предметной компетенции, объектов надзора для территориальных и специализированных прокуратур, в целях упорядочения организации их деятельности и конструктивного взаимодействия по обеспечению законности при выполнении надзорных и иных функций Генпрокурор РФ издает специальные приказы, наиболее значимым из которых является приказ от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур".

Компетенция специализированных прокуратур 

Согласно приказу  Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. N 84 прокуроры субъектов Российской Федерации принимают необходимые меры по руководству и обеспечению деятельности подчиненных прокуроров специализированных прокуратур (на правах районных):

    • по надзору за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе и закрытых административно-территориальных образованиях (за исключением ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур»),
    • по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях,
    • природоохранных прокуратур.

В пределах установленной компетенции прокурорами специализированных прокуратур обеспечиваются координация деятельности правоохранительных органов по соответствующим направлениям борьбы с преступностью, участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел, разрешение обращений, формирование статистической отчетности, анализ состояния законности и правопорядка.

Компетенция прокуратур по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах:

    1. надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина специальными органами и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, специализированными подразделениями МЧС, на предприятиях и объектах оборонно-промышленного комплекса, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1997 № 1655-75 (за исключением ФСТЭК России) в ЗАТО и обособленных военных городках Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, где проживает или работает гражданское население;
    2. надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных органах и учреждениях;
    3. надзор за исполнением законов специализированными подразделениями органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие на объектах оборонно-промышленного комплекса и в закрытых административно-территориальных образованиях.

Компетенция прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях:

    1. надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера;
    2. надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний;
    3. надзор за процессуальной деятельностью начальников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами;
    4. участие в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговора в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

Компетенция природоохранных прокуратур (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации:

    1. надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам;
    2. надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Министерства обороны Российской Федерации и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов.

Компетенция транспортных прокуратур (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации):

    1. надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе органами таможни и внутренних дел на транспорте, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
    2. надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных органах и учреждениях;
    3. надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (за исключением объектов Министерства обороны и особо режимных объектов), о преступлениях, совершенных по службе работниками территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов, а также за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия по преступлениям указанной категории;
    4. рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере, а также жалоб на решения и действия подчиненных прокуроров;
    5. в пределах компетенции участие в судебном рассмотрении жалоб в порядке уголовного судопроизводства;
    6. обеспечение участия в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены транспортными прокурорами или их заместителями;
    7. участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации;
    8. координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на транспорте и в таможенной сфере;
    9. анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на транспорте и таможенной сфере, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;
    10. взаимодействие со средствами массовой информации в порядке, установленном приказами Генерального прокурора Российской Федерации.

Компетенция военных прокуратур:

    1. надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства специального строительства, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (за исключением Государственной противопожарной службы, а также финансируемых за счет местных бюджетов региональных поисково-спасательных отрядов и территориальных поисковых спасательных служб МЧС России), Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО), ОАО «Военно-страховая компания», других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба;
    2. надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных воинских частях, органах и учреждениях;
    3. надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации законов, а также соблюдением законных прав и установленных гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"; за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан и юридических лиц, в т.ч. иностранных и лиц без гражданства, допустивших нарушения режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также правил добычи, пользования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, иные административные правонарушения, отнесенные к компетенции ФСБ России;
    4. надзор за исполнением командованием и иными должностными лицами дисциплинарных, других воинских частей, учреждений, организаций и предприятий Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, уголовно-исполнительного законодательства в отношении военнослужащих, за исполнением законов при содержании под стражей на гауптвахтах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных;
    5. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, а также иными гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими;
    6. надзор за исполнением законов органами, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, органами предварительного следствия и органами дознания по уголовным делам и материалам о преступлениях, совершенных неустановленными лицами в расположении воинской части, соединения, учреждения – до их установления;
    7. осуществление уголовного преследования в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч.5 п.6 настоящего приказа, а также по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены военными прокурорами;
    8. участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе, при рассмотрении военными судами административных дел, а также материалов о совершении военнослужащими грубых дисциплинарных проступков;
    9. рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, допущенных военнослужащими, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, а также жалоб на действия и решения подчиненных военных прокуроров; в пределах компетенции участие в судебном рассмотрении ходатайств и жалоб в порядке уголовного судопроизводства;
    10. координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
    11. анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;
    12. взаимодействие со средствами массовой информации, общественными организациями в порядке, установленном приказами Генерального прокурора Российской Федерации.

0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Регистрация

Loader

Если вы обнаружили изменения в законодательстве, не внесенные в содержание сайта, прошу сообщить администратору сайта для внесения поправок (e-mail: admin@jurkom74.ru).