Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года № 55 | "О судебном приговоре"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 54 | "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении"

Понятие сущности государства

Сущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении.

Сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

    1. то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
    2. то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

Основные подходы к понятию государства

В современном мире накоплено достаточно много подходов к пониманию государства. Это обусловливается:

    1. сложностью проблемы;
    2. наличием в обществе многочисленных социальных групп с различными интересами по отношению к государству.

Первые попытки определения государства и объяснения его людям были сделаны еще в древности.

Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Но ни одно из множества известных определений государства не является исчерпывающим, они лишь позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:

    1. государство - это продукт общественных отношений;
    2. государство - это форма существования общества;
    3. государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая структура всех сфер жизни общества (экономической, политической, социальной и духовной);
    4. при любом определении государства речь идет и о системе властных государственных органов;
    5. потребности общества определяют назначение, функции, цели и задачи государства.

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов.

В юридической науке выделяются и некоторые другие подходы к пониманию государства. Так, В.Е.Чиркин насчитал пять основных подходов к понятию государства:

    • теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата);
    • классический (государство как совокупность трех слагаемых - власти, территории, населения);
    • юридический (государство - юридическая персонификация нации);
    • социологический (представлен небольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведении);
    • кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями) .

А.Б. Венгеров отмечает, что обобщение взглядов многих философов и теоретиков позволяет рассматривать государство с помощью следующих подходов:

    1. государство как союз, объединение людей для обеспечения их благоденствия, защиты;
    2. государство как определенная коллективность, ассоциация, создаваемая публично-властными отношениями и институтами;
    3. государство как аппарат, особый слой людей, призванных управлять другими людьми;
    4. государство как инструмент, машина, предназначенная для осуществления справедливости;
    5. государство как действительность нравственной идеи, живой развивающийся организм;
    6. государство как орудие господствующего класса для подавления классовых противников.

Таким образом, можно сделать вывод, что с точки зрения современных представлений, государство должно высту­пать как властная система, ради достижения конкретных целей организующая общество в границах определенной территории и координирующая главные стороны его жизни.

5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 5.00 (1 Vote)

Регистрация

Loader

Если вы обнаружили изменения в законодательстве, не внесенные в содержание сайта, прошу сообщить администратору сайта для внесения поправок (e-mail: admin@jurkom74.ru).