Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года № 55 | "О судебном приговоре"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 54 | "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении"

Понятие тактики прокурорского надзора

Известно, что перед прокурором любого звена практи­чески ежедневно встают задачи:

    • какому из многих вопро­сов, которые необходимо решать, отдать предпочтение;
    • что сделать сегодня, а что в последующие дни;
    • что выполнить самому,  другим прокурорским работникам, а что поручить исполнить органам контроля и другим органам или осуще­ствить совместно с ними.

В процессе организации и осуще­ствления надзорной и иной деятельности прокурору прихо­дится в целях наилучшей реализации стоящих перед ним задач  определять порядок наиболее эф­фективного использования предоставленных законом полномочий, применения правовых средств, сообразуясь в каж­дом случае с возникшей конкретной ситуацией.

Прокурор периодически решает задачи и иного плана:

    1. как лучше провести прокурорскую проверку, с чего ее на­чать, в какой последовательности осуществлять те или иные проверочные действия в целях полного выявления наруше­ний законов, установления способствующих им обстоя­тельств и виновных лиц;
    2. ка­кое правовое средство реагирования применить в целях достижения лучшего конечного результата, в адрес какого органа его внести;
    3. какие вопросы поставить в акте проку­рорского реагирования и т.д.

Иными словами, прокурор дол­жен уметь в каждой ситуации избрать правильную тактику действий. Решение подобных вопросов и составляет содер­жание тактики прокурорского надзора, или прокурорской тактики.

Тактика проку­рорского надзора — это определение и реализация прокурором путей (методов и приемов) наилучшей орга­низации и осуществления прокурорского надзора и иной деятельности с учетом сложившейся обстановки (жизненной ситуации) в целях достижения наилучших конечных результатов наиболее экономичными средствами.

Тактика определяет общую, но наиболее целесообраз­ную линию поведения деятельности прокурора примени­тельно к конкретной обстановке. Эта линия не является раз и навсегда постоянной. Она меняется в зависимости от со­стояния законности, постановки перед органами прокурату­ры новых задач, изменения объемов работы, штатных изме­нений и от многих других факторов.

Составные части тактики прокурорского надзора за исполнением законов:
    1. тактика проверки;
    2. тактика реагирования на нарушения законов.

Тактика проверки — это определение прокурором наиболее рациональных приемов (способов) ее проведения с учетом конкретной обстановки (ситуации) в целях достижения наилучшего результата (полного выявления нарушений законов, полного установления обстоятельств, им способствую­щих, а также лиц, нарушивших эти законы).

Тактика прокурорского реагирования на нару­шения законов - применение прокурором в каждом конкретном случае таких правовых средств, ко­торые позволяют достигать лучшего конечного резуль­тата (полного устранения нарушений законов и способ­ствующих им обстоятельств привлечения в случае необходимости к ответственности виновных лиц, пре­дупреждения правонарушений в будущем). Выбор такти­ки реагирования зависит:

    • от общественной опасности совер­шенных правонарушений, их вредных последствий;
    • от повторности и распространенности, характера причин и ус­ловий, способствующих нарушениям;
    • от других факторов.

В каждом конкретном случае прокурором определяется своя тактика реагирования.

Как в процессе организации, так и в ходе осуществления прокурорского надзора прокурорами применяются различ­ные тактические и иные приемы. В связи с этим тактику можно рассматривать и как систему, комплекс тактических и иных приемов, применяемых прокурорскими работниками в целях успешного решения тех или иных задач. Нередко так­тические приемы называют методическими приемами.

Могут применяться, например, такие тактические при­емы, как: сочетание плановых проверок исполнения законов с внеплановыми; первоочередное проведение проверок в органах контроля или в тех органах и организациях, где на­рушения законов происходят наиболее часто; проведение проверок без предварительного уведомления об этом лиц, нарушивших закон, либо проведение первоначальных про­верочных действий в отсутствие нарушителей; истребова­ние объяснений вначале от лиц, законные интересы которых нарушены, а затем от нарушителей; сочетание письменных и устных средств реагирования; повышение остроты реаги­рования при повторном нарушении закона и другие.

Понятие методики прокурорского надзора

Тактика прокурорского надзора тесно взаимосвязана с его методикой. Методика в основном охватывает деятель­ность прокурора по выявлению нарушений законов, уста­новлению способствующих им обстоятельств и лиц, нару­шивших законы, тогда как тактика охватывает всю надзорную деятельность, включая и организацию работы.

Методика определяет процедуру, порядок проведения раз­личных проверочных действий, указываемых тактикой. По­этому методика не дает ответа на вопросы, почему из мно­гих подлежащих решению задач прокурор выбирает лишь некоторые и на них сосредоточивает усилия, почему он на­мечает применить определенные тактические и иные при­емы, а не другие. Ответы на эти вопросы дает тактика.

Методика прокурорского надзора - совокупность методов и приемов, применяемых проку­рорами в целях выявления, устранения и предупрежде­ния нарушений законов и способствующих им обстоя­тельств.

Методика охватывает комплекс (систему) методов и при­емов, которые прокурор может применить в целях достиже­ния той или иной задачи. При этом следует иметь в виду, что методы и приемы носят, как правило, не обязательный, а ре­комендательный характер. Поэтому их нередко называют рекомендациями.

 

Под методом можно понимать способ или средство решения за­дачи, например выявления определенных нарушений того или иного законодательства. В этом смысле такие надзор­ные действия, как прокурорская проверка, направление по­ручения в другую прокуратуру о выполнении отдельных проверочных действий представляют собой методы выявле­ния нарушений законов. Понятие «метод», как правило, ох­ватывается понятием «правовое средство прокурорского надзора».

Под приемом понимается конкретное действие прокуро­ра, служащее, например, цели установления истины, пре­дупреждения правонарушений и т.д.

Метод по отношению к приему выступает как понятие родовое или как общее к частному. В границах одного метода может быть применено несколько или даже много приемов. Например, в границах такого метода, как прокурорская проверка, могут быть при­менены следующие приемы: ознакомление с документами, истребование объяснений, снятие копий с документов и другие.

В юридической литературе приемы обычно подразделя­ют на:

    • организационные (охватывают организационную сторо­ну прокурорского надзора и призваны обеспечить своевременность поступления в прокуратуру и обработки информации о тех или иных нарушениях, оптимизацию планирования работы, рационализацию труда прокуроров);
    • тактические (использование рекомендаций обобщенного передового опыта, сведений из логики, психо­логии, научной организации труда для решения обоснован­ности, целесообразности и последовательности применения организационных и правовых средств прокурорского надзо­ра);
    • технические (рациональное и активное ис­пользование различных технических средств (оргтехники, фото, видеотехники) в целях совершенствования организа­ции работы по надзору за исполнением законов, организа­ции труда на научной основе и т.д.).

На всех стадиях прокурорского надзора: организации ра­боты, выявления нарушений законов, устранения наруше­ний законов, применяются самые различные приемы. При­ем обладает свойством избирательности. Из имеющегося набора приемов, как правило, выбирается один или не­сколько, которые, по мнению прокурора, позволяют более успешно решить поставленную задачу: выявить нарушение закона, установить неблагоприятные последствия, отменить незаконный правовой акт и т.д. Приемы вырабатываются в процессе практической деятельности прокуроров и посто­янно совершенствуются. Они базируются на требованиях закона, и в связи с этим никоим образом не должны приме­няться приемы, противоречащие нормам права. Приемы обычно отражаются в методических пособиях, разработках, обзорах или письмах и носят рекомендательный характер.

 

Методика в значительной мере носит индивидуальный, творческий характер. Здесь в полную меру проявляются способности прокурора (умственные, профессиональные), черты его характера. Иными словами, здесь проявляется творческий поиск прокурора. Очень многое зависит от опы­та работы прокурорского работника, от его инициативности и активности.

 

0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Регистрация

Loader

Если вы обнаружили изменения в законодательстве, не внесенные в содержание сайта, прошу сообщить администратору сайта для внесения поправок (e-mail: admin@jurkom74.ru).