Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года № 55 | "О судебном приговоре"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 54 | "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении"

Вертикальная иерархия норм о договорах

Вертикальная иерархия имеет двоякое значение. Она призвана дать ответы на вопросы о том, на каком именно уровне - федеральном, субъекта Федерации или муниципальном - должен быть принят соответствующий акт и к какому именно виду этот акт относится.

Статья 3 ГК РФ устанавливает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и состоит из:

  1. Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы) (нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу);
  2. указов Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам;
  3. постановлений Правительства Российской Федерации, содержащих нормы гражданского права (на основании и во исполнение Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации);
  4. актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, (в случаях и в пределах, предусмотренных Кодексом, другими законами и иными правовыми актами).

В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации Кодексу или иному закону применяется Кодекс или соответствующий закон.

Горизонтальная иерархия правовых норм

Горизонтальная иерархия дает ответ на вопрос об относительном приоритете норм, которые находятся на одной и той же ступени вертикальной иерархии. Из этого непосредственно вытекает, что горизонтальная иерархия во всех случаях следует за вертикальной, главенствующей.

Горизонтальная иерархия норм проявляется в том, что:

  1. новый закон обладает приоритетом по отношению к ранее изданному (общая норма - ст. 4 и специальная отнесенная к договорам - ст. 422);
  2. специальный закон вытесняет общий (хотя указанный принцип в общем виде в ГК не закреплен, отказ от этого принципа привел бы к тому, что правовая система государства полностью сводилась бы к нормам общим и только к таким специальным, которые эти общие нормы могут лишь детализировать);
  3. принцип, выраженный в п. 2 ст. 3 ГК (гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов...), и который явно выражает верховенство ГК по отношению к другим федеральным законам.

Важное значение имеет сама структура ГК. Все содержащиеся в нем нормы четко делятся на общие и специальные.

Соотношение общих и специальных норм нашло развитие в действующем Гражданском кодексе. Бывший ранее единым раздел "Обязательственное право" разбит на два: "Общая часть обязательственного права" и "Отдельные виды обязательств".

Некоторые из договорных глав второй части ГК сами обладают весьма сложной структурой. Речь идет о купле - продаже, аренде, ренте и пожизненном содержании с иждивением, подряде и хранении. Сюда же можно отнести и главу о расчетах. Перечисленные главы включают "Общие положения" о соответствующем типе договоров и некоторое число специальных параграфов, каждый из числа этих последних посвящен определенному виду договоров данного типа. При этом в отдельных случаях имеется иерархия и применительно к нормам, относящимся к отдельным видам договоров.

Например, глава, посвященная такому типу договоров, как купля-продажа, выделяет розничную куплю-продажу, поставку товаров, поставку товаров для государственных нужд, контрактацию, энергоснабжение, продажу недвижимости и продажу предприятий. Всем им предпослан параграф "Общие положения о купле- продаже". Между тем среди семи выделенных видов купли-продажи есть своя иерархия: так, поставка товаров для государственных нужд и контрактация - подвиды поставки, продажа предприятия - подвид продажи недвижимости. По этой причине "Общие положения о купле - продаже" применяются к контрактации и поставке для государственных нужд только при отсутствии специальных норм в параграфе о поставке, а применительно к продаже предприятия - только при отсутствии специальных норм в параграфе о продаже недвижимости.

 

Выделение положений, общих для всех договоров и специальных - только для договоров отдельного типа, и такое же соотношение в рамках основных договорных типов позволяет достичь существенной экономии правовых средств, так как освобождает законодателя от необходимости воспроизводить в посвященных отдельным типам договоров главах Кодекса (в иных, основанных на ГК кодифицированных актах) общие правила.

Значение общих положений:

  • призваны обеспечить в необходимых пределах единство правового регулирования различных типов (видов) договоров;
  • позволяют устранить пробелы в правовом регулировании отдельных типов, а в их пределах - видов договоров.

Принцип верховенства специальных норм носит генеральный характер и действует независимо от того, закреплен он в нормах, посвященных соответствующему договору, или нет. В ГК обычно приоритет норм, относящихся к типу, по отношению к нормам об отдельных его видах особо подчеркивается в соответствующих главах.

На практике может возникнуть вопрос о коллизии между двумя рассмотренными принципами. Это бывает тогда, когда отменяется акт, содержащий общие положения. Как правило, в подобных случаях специальные нормы остаются в силе. Такой вывод следует из самого характера специального акта (нормы) - его верховенства по отношению к общему акту.

Особое место Кодекса служит гарантией единства отрасли. Оно позволяет избежать возможных противоречий между ним и другими актами, принятыми не только на разном, но и на одном с ГК уровне. ГК по своей юридической силе в определенной мере приравнивается к федеральным конституционным законам. Это выражается в том, что по отношению к любым другим федеральным законам он занимает положение "первого среди равных" - primus inter pares.

Требование о соответствии федерального закона Кодексу имеет в виду прежде всего нормотворческую деятельность, которая осуществляется после вступления в силу ГК. Речь идет о том, что в случаях, когда законодатель принимает акт, содержащий нормы, отличные от тех, которые закреплены в Кодексе, необходимо внести вытекающие из этого акта изменения в текст ГК. До тех пор пока это не будет сделано, участники оборота должны руководствоваться ГК.

 

0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Регистрация

Loader

Если вы обнаружили изменения в законодательстве, не внесенные в содержание сайта, прошу сообщить администратору сайта для внесения поправок (e-mail: admin@jurkom74.ru).