Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года № 55 | "О судебном приговоре"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 54 | "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении"

Заключение договоров для государственных нужд

Заключение договоров для государственных нужд в ГК РФ регулируется:

  1. параграфом 4 Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд гл. 30;
  2. параграфом 5 Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд гл. 37;
  3. гл. 38 Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, и др.

Особенности договоров для государственных нужд (государственных контрактов):

  • специальное назначение соответствующих отношений (имеется в виду выполнение работ, призванных удовлетворить потребности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации);
  • специальные денежные источники, которые обеспечивают достижение указанного результата (подразумевается финансирование работ за счет бюджета и внебюджетных средств);
  • специальная правовая основа соответствующих отношений (это - договор, носящий название государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд).

Смысл государственных контрактов состоит в том, что для достаточно четко обозначенной области отношений, связанной с удовлетворением общих для государства как такового потребностей, создается особый правовой режим с целью оптимального сочетания специальных гарантий как для одной, так и для другой стороны договора. В этом выражаются, прямо или косвенно, присущие соответствующим отношениям определенные публичные начала.

Условия заключения государственного контракта

К условиям заключения государственного (муниципального) контракта относятся (ИМХО, в литературе не нашел):

  1. Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 21 июляг. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утрачивает силу с 1 января 2014 года; Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступает в силу с 1 января 2014 г.).
  2. Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.
  3. Заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта. Условие о возмещении убытков не применяется в отношении казенного предприятия.
  4. В отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым в соответствии с законом заключается государственный или муниципальный контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения государственного или муниципального контракта, не применяется условие о возмещении убытков, в случае заведомого занижения предлагаемой цены государственного или муниципального контракта.

К законодательству, регулирующему государственные контракты, в частности относятся, ФЗ РФ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (с последующими изменениями), ФЗ РФ "О государственном оборонном заказе", Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд" (им утверждено Положение об организации закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд), Постановление Правительства РФ "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"" и др.

 

Для государственных контрактов на выполнение подрядных работ и государственных контрактов на поставку товаров для государственных нужд введены во многом совпадающие режимы.

Заключение государственного контракта с победителем конкурса является для государственного заказчика (как равно и для заказчика) обязательным (п. 4 ст. 527 ГК). Пунктом 4 ст. 528 ГК для заключения государственного контракта с победителем конкурса установлен 20-дневный срок со дня проведения конкурса (товаров). При этом уклонение государственного заказчика в подобном случае порождает у победителя право потребовать в суде понуждения заказчика к заключению договора.

Конкурсы на разрешение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд организуются для определения того, кто способен наилучшим образом обеспечить условия исполнения государственного контракта. Указанной цели в наибольшей степени соответствует открытость конкурса. По этой причине проведение закрытых конкурсов, предполагающих участие лишь приглашенных лиц, допускается только с согласия уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Конкурс может проходить в два этапа. На первом этапе участники подают заявки, содержащие все предлагаемые ими характеристики предстоящих выполнению работ, но без указания цен. И только на втором этапе в заявки вносятся предлагаемые цены.

В случаях, когда заключение государственного контракта не связано с торгами (конкурсом), порядок заключения договоров определен п. 1 - 3 ст. 528 ГК. Это означает, что проект государственного контракта разрабатывает, если иное не предусмотрено соглашением сторон, государственный заказчик. И тогда сторона, которая получила проект, играющий роль оферты, в установленный срок (30 дней) должна его подписать, а при несогласии с отдельным условием составить протокол разногласий либо сообщить об отказе от заключения государственного контракта. Другой стороне при получении ею договора с протоколом разногласий предоставляется 30 дней, в течение которых она должна либо принять условия, указанные в протоколе разногласий, либо осуществить меры по согласованию предложений, либо сообщить об отклонении протокола разногласий. Однако сторона, для которой заключение договора является обязательным, поступить подобным образом не вправе. Она должна при невозможности достичь согласия со второй стороной передать спор на рассмотрение суда, для чего ей предоставляется 30 дней. К этому следует добавить и то, что, если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклонится от его подписания, вторая сторона вправе потребовать таким же образом, в суде, понуждения ее заключить договор.

 

Специальные правила введены для оборонного заказа. Его размещение производится на конкурсной основе. Если же конкурс не состоялся, оборонный заказ становится обязательным для принятия организацией-подрядчиком. Предусмотрены определенные ограничения для установления такой обязательности:

  • в роли подрядчиков должны выступать государственные унитарные предприятия либо иные организации, которые занимают доминирующее положение на рынке или обладают монополией на производство определенных работ;
  • оборонный заказ должен обеспечивать установленный правительством уровень рентабельности производства соответствующих работ.

 

0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Регистрация

Loader

Если вы обнаружили изменения в законодательстве, не внесенные в содержание сайта, прошу сообщить администратору сайта для внесения поправок (e-mail: admin@jurkom74.ru).