Закон как основная форма бытия права. Законотворческий процесс в России

Закон - это нормативный правовой акт,

  • принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом,
  • выражающий волю народа (спорно),
  • обладающий высшей юридической силой и
  • регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона (из определения):

  1. это юридический документ, содержащий нормы права;
  2. является результатом правотворческой деятельности высшего законодательного органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа (референдума);
  3. регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе;
  4. обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы (подзаконные акты);
  5. является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства.

Виды законов

1) по их юридической силе:

    1. Конституция РФ,
    2. федеральный конституционный закон,
    3. федеральный закон,
    4. закон субъектов Федерации;

2) по субъектам законотворчества:

    1. принятые в результате референдума;
    2. принятые законодательным органом;

3) по предмету правового регулирования:

    1. конституционные,
    2. административные,
    3. гражданские,
    4. уголовные и т.п.;

4) по сроку действия:

    1. постоянные;
    2. временные;

5) по характеру:

    1. текущие;
    2. чрезвычайные;

6) по сферам действия:

    1. общефедеральные;
    2. региональные;

7) по содержанию:

    1. экономические,
    2. бюджетные,
    3. социальные,
    4. политические и т.п.;

8) по степени систематизации:

    1. обычные,
    2. кодификационные - ГК РФ, УК РФ и т.д.;

9) по объему регулирования:

    1. общие,
    2. специальные и т.д.

Законотворческий процесс в России

Законотворческий процесс - процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, - в России проходит следующие стадии:

  • Законодательная инициатива. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции);
  • Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
  • Принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
  • Одобрение законов в Совете Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 Конституции). Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
  • Подписание законов Президентом РФ. Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его или отклоняет его. Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов Федерального Собрания, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение 7 дней и обнародованию (ст. 107 Конституции).
  • Опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).