Арбитражный процесс как наука и учебная дисциплина

Арбитражный процесс как наука

Введение

Арбитражный процесс как наука есть совокупность правовых знаний, накопленных и постоянно углубляемых в результате специальных научных исследований и обобщения арбитражной практики.

Научные знания отражаются в правовых доктринах, концепциях, комментариях, рекомендациях законодателю и арбитражным судам. В материализованной форме они находят закрепление в формулировках правовых норм, конструкциях законодательных актов, в научных трудах. Верность выводов и предложений представителей науки подтверждается или отвергается правоприменительной практикой. Иногда к правовым идеям, отвергнутым первоначально при разработке и принятии законов, возвращаются вновь в связи с проявляющейся со временем верностью той или иной правовой идеи. Так, идеи, что органы арбитража должны быть тождественны судам, т.е. осуществлять правосудие, высказывались учеными еще в 1950-е годы (Можейко В.Н. О правовой природе советского государственного арбитража // Советское государство и право. 1947. № 6; Липецкер М.С. Арбитраж в системе органов государственного управления // Тр. Военно-юридической академии. Вып. VIII. М., 1948. С. 65-76.).

Наука арбитражного процессуального права - самостоятельная отрасль юридической науки, которая занимается изучением арбитражного процессуального права и арбитражного процесса.

Содержание науки арбитражного процессуального права включает совокупность взглядов, мнений, концепций ученых, направленных на развитие арбитражного процесса в России.

Предмет науки арбитражного процессуального права составляют следую­щие элементы:

    • арбитражное процессуальное право как отрасль права;
    • судебная практика по реализации норм арбитражного процессуального права;
    • социальная практика, связанная с действием арбитражного процессу­ального права, осуществлением судебной власти в сфере гражданской юрисдикции;
    • иностранное законодательство и практика функционирования хозяй­ственной юрисдикции за рубежом.

Методы науки арбитражного процессуального права:

    1. диалектический (научного познания);
    2. исторический (рассмотрение вопросов в их развитии и становлении);
    3. сравнительно-правовой.

Система науки арбитражного процессуального права представляет собой круг вопросов, изучением которых занимается наука, и которые включают:

    • общую часть (предмет, метод, система науки, история ее развития, задачи, предмет и принципы арбитражного процессуального права, иные вопросы общей части права как отрасли);
    • особенную часть (работы по исследованию специальных институтов арбитражного процессуального права, изучающих стадии арбитражного процесса, а также отдельные виды судебных производств);
    • деятельность иных органов гражданской юрисдикции по защите гражданских (в широком смысле) прав: третейских судов, судов общей юрисдикции, квазисудебных органов;
    • разрешение споров с участием предпринимателей за рубежом.

Арбитражный процесс как учебная дисциплина

Арбитражный процесс как учебная дисциплина предполагает изучение прежде всего действующего арбитражного процессуального права, его норм и институтов в их историческом развитии и практи­ческом применении; его связь с другими общественными явлениями. Объектом изучения являются также концепции, правовые взгляды, исторические факты по проблемам арбитражного процесса, накопленные правовой наукой.

Содержание дисциплины арбитражного процесса подобно науке арбитражного процессуального права включает в себя:

    1. общую часть (предмет, метод, система науки, история ее развития; зада­чи, предмет и принципы арбитражного процессуального права и т.п.);
    2. особенную часть - изучение специальных институтов арбитражного про­цессуального права;
    3. изучение практики арбитражных судов в РФ;
    4. изучение иностранного законодательства об арбитражном процессе.
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий