Характеристика иных видов нарушения законодательства о налогах и сборах. Соотношение налоговых правонарушений с административными проступками и преступлениями

Административная ответственность за налоговые нарушения

В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) РФ отражен ряд правонарушений в области бухгалтерского учета, налогов и сборов, за совершение которых к ответственности могут быть привлечены должностные лица организации (как правило, директор и главный бухгалтер).

В соответствии со ст. 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности, которой присущи определенные свойства:

    1. ее основанием является административное правонарушение;
    2. она состоит в применении к нарушителям административных взысканий, является карательной ответственностью, мерой принуждения;
    3. к административной ответственности вправе привлекать органы, которым такое право предоставлено законом (суды, органы исполнительной власти).

Субъектами ответственности являются должностные лица предприятий (учреждений, организаций), которые могут быть привлечены к административной ответственности за налоговые правонарушения, а также руководитель и главный бухгалтер. Согласно КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением ими правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. При этом в перечень их должностных обязанностей должны входить функции, выполнение которых непосредственно связано с исчислением и уплатой в бюджет налогов и сборов.

В соответствии с п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства

Уголовная ответственность должностных лиц налогоплательщика - юридического лица регулируется тремя статьями УК РФ:

    1. ст. 199 - уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации;
    2. ст. 199.1 - неисполнение обязанностей налогового агента;
    3. ст. 199.2 - сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Для возбуждения уголовного дела важен размер неуплаченных налогов. Уголовная ответственность наступает только в случае их неуплаты в крупном и особо крупном размерах:

    • крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2 миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 миллионов рублей;
    • особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 10 миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 миллионов рублей.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, а также статьей 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Установленный УК РФ срок в 3 года совпадает с продолжительностью периода, который в соответствии со ст. 87 НК РФ может быть охвачен налоговой проверкой.

УК РФ установил исчерпывающий перечень способов уклонения от уплаты налогов:

    1. фирма не представила в инспекцию налоговую декларацию или другие обязательные документы;
    2. в представленных документах указаны заведомо ложные сведения.

Если в налоговый орган представлена достоверная отчетность, но налоги не перечислены, то привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 199 УК РФ нельзя.

В соответствии со ст. 199 и 199.1 УК РФ уклонение от уплаты налогов либо неисполнение обязанностей налогового агента влекут:

    • штраф в определенном размере, в размере заработной платы или другого дохода осужденного за определенный период времени;
    • принудительные работы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового;
    • арест;
    • лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового.

Статья 199.2 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Имущество, на которое может быть обращено взыскание, должно принадлежать организации или предпринимателю на праве собственности.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" за законность всех хозяйственных операций отвечает руководитель предприятия. Поэтому в подавляющем большинстве случаев именно он несет уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов. Значительно реже ответственность несет главный бухгалтер.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий