Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года № 55 | "О судебном приговоре"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 54 | "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении"

Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга и неразрывно связано с языком.

Язык - сложная знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание), продукт духовной деятельности человека.

Сущность языка:

    •   это универсальная знаковая система для выражения мыслей - сначала в виде звуковых, а затем и графических комплексов.

Назначение языка:

    • служит средством получения и закрепления знаний, их хранения и передачи другим людям.

Функции языка (вариант):

  1. Основные функции языка:
    • Коммуникативная: язык – это средство общения. Цели коммуникации разнообразны: передать информацию, т.е. сообщить некоторые значимые и доступные для понимания сведения (основная функция), оказать влияние на адресата, поделиться чувствами и т.д.
    • Когнитивная (лат. cognitio - знание, познание): язык – это орудие мышления и познания.
  2. Частные функции языка (выделяют отдельные аспекты коммуникативной и когнитивной функций):
    • Номинативная (назывная, некоторые авторы относят её к основным): при помощи языка человек дает названия важным для него объектам действительности. Номинация тесно связана с познанием, поэтому в частности появление новых предметов и понятий влечет за собой появление новых слов.
    • Эмоционально-экспрессивная: при помощи языка человек выражает свое субъективно-психологическое отношение к тому, о чем он говорит (эмоции и т.д.). Междометия (oops, черт!) – особый класс слов, реализующий эмоционально-экспрессивную функцию.
    • Регулятивная: при помощи языка можно воздействовать на адресата: побудить его к какому-то действию или запретить ему что-либо делать, заставить ответить на вопрос и т.д. Ярко реализуется в рекламе, политике.
    • Фатическая: установление и поддержание контакта, «общение ради общения» (приветствие, прощание и другие средства речевого этикета, разговоры о погоде и т.п.).
    • Эстетическая: язык является материалом для искусства (в первую очередь – художественной литературы) и может оцениваться с эстетических позиций (как что-то прекрасное или, наоборот, безобразное).
    • Магическая (специфическая реализация регулятивной функции): при помощи языка человек вступает в коммуникацию с Богом, потусторонними силами и т.п. Пример: молитвы, заклинания.
    • Метаязыковая: язык используется для того, чтобы говорить о языке (например, узнавать значения слов, исправлять ошибки, отвечать на экзамене по языкознанию).
    • Этническая: язык объединяет нацию (разделение сербо-хорватского языка на сербский, хорватский и др.). Этническая функция является важной для белорусского языка в настоящее время: количество белорусов, считающих белорусский язык родным, значительно превышает количество белорусов, использующих белорусский язык в повседневном общении.

В самом языке (в значениях слов, устойчивых выражений и т.д.), а также в текстах на языке хранится колоссальное количество информации. При этом необходимо учитывать, что в языке нередко отражаются архаичные или просто специфические представления о мире, отличные от научных: к примеру, давно известно, что земля вертится вокруг солнца, а мы говорим, что солнце всходит и заходит.

Коммуникативная и когнитивная функция взаимосвязаны: коммуникация – это обмен мыслями, а многие новые мысли в процессе коммуникации (в т.ч. в процессе чтения книг или восприятия произведений искусства – особые случаи коммуникации). Когнитивная деятельность происходит обычно в сотрудничестве с другими людьми: без других людей и знаний, накопленных в ходе развития человечества, отдельный индивид вряд ли способен на многое.

Функции естественного языка многочисленны и многогранны. Язык - средство повседневного общения людей, а также коммуникации в научной и практической деятельности. Он позволяет передавать накопленные знания, практические умения и жизненный опыт от одного поколения к другому, осуществлять процесс обучения и воспитания подрастающего поколения. Языку свойственны и такие функции, как хранение информации, средство познания и выражения эмоций.

Виды речи:

    • устная или письменная;
    • вуковая или незвуковая (как, например, у глухонемых);
    • внешняя (для других) или внутренняя;
    • выраженная с помощью естественного или искусственного языка.

На базе естественных языков возникли искусственные языки науки. К ним принадлежат языки математики, символической логики, химии, физики, а также алгоритмические языки про‑ граммирования для ЭВМ, которые получили широкое применение в современных вычислительных машинах и системах. Языками программирования называются знаковые системы, применяемые для описания процессов решения задач на ЭВМ. В настоящее время усиливается тенденция разработки принципов «общения» человека с ЭВМ на естественном языке, чтобы можно было пользоваться ком‑ пьютерами без посредников‑программистов. С помощью научного языка, в основе которого лежит естественный язык, сформулированы положения философии, истории, географии, археологии, геологии, медицины (использующей наряду с живыми национальными языками и ныне мертвый латинский язык) и многих других наук.

Знаки (слова) и имена языка

Язык - это не только средство общения, но и важнейшая составная часть культуры всякого народа. Накопленная информация передается с помощью знаков (слов) языка.

Знак - это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоего другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

Виды знаков:

    1. языковые и
    2. неязыковые
      • знаки‑копии (например, фотографии, отпечатки пальцев, репродукции и т. д.);
      • знаки‑признаки, или знаки‑показатели (например, дым - признак огня, повышенная температура тела - признак болезни);
      • знаки‑сигналы (например, звонок - знак начала или окончания занятия);
      • знаки‑символы (например, дорожные знаки)
      • и др. виды знаков.

Существует особая наука — семиотика, которая является общей теорией знаков. Разновидностями знаков являются также языковые знаки, использующиеся в вышеперечисленных функциях языка.

Одна из важнейших функций языковых знаков состоит в обозначении ими предметов. Для обозначения предметов служат имена.

Имя - это слово или словосочетание, обозначающее какой‑либо определенный предмет (слова «обозначение», «именование», «название» рассматриваются как синонимы.)

Предмет здесь понимается в весьма широком смысле: это вещи, свойства, отношения, процессы, явления и т.п. как природы, так и общественной жизни, психической деятельности людей, продукты их воображения и результаты абстрактного мышления.

Итак, имя всегда есть имя некоторого предмета. Хотя предметы изменчивы, текучи, в них сохраняется качественная определенность, которую и обозначает имя данного предмета.

Группы имен:

    1. простые (поезд, подсудимый, приговор) - не имеют частей, несущих самостоятельный смысл;
    2. сложные или описательные (самый большой водопад в Канаде и США, международное право, право интеллектуальной собственности, функции государства) - имеют части, несущие самостоятельный смысл;
    3. собственные - имена отдельных людей, предметов, событий (Московский метрополитен, река Амазонка, великий русский поэт А. С. Пушкин),
    4. общие - названия класса однородных предметов (например, электростанция, сталевар, законодательство об образо­вании, науке и культуре).

Каждое имя имеет:

    • значение - обозначаемый им предмет;
    • смысл - это способ, каким оно обозначает предмет, т.е. информация о предмете, которая в нем содержится.

Один и тот же предмет может иметь множество разных имен (синонимов). Так, например, знаковые выражения 8, 6 + 2, 12 – 4 являются именами одного и того же предмета — числа 8. Разные выражения, обозна­чающие один и тот же предмет, имеют одно и то же значение, но раз­ный смысл (т. е. смысл выражений «8», «6 + 2» и «12 – 4» различен).

Такие языковые выражения, как великий русский писа­тель Федор Михайлович Достоевский, автор романа «Преступление и наказание», автор романа «Братья Карамазовы», имеют одно и то же значение (обозначают писателя Ф. М. Достоевского), но различный смысл.

Такие языковые выражения, как выдающийся русский художник Илья Глазунов, художник, написавший фундаментальное полотно «Раскулачивание», ректор Московской академии художеств, имеют одно и то же значение (обозначают художника Илью Глазунова), но различный смысл.

Такие языковые выражения, как самое глубокое озеро мира, пре­сноводное озеро в Восточной Сибири на высоте около 455 метров, озеро, имеющее свыше 300 притоков и единственный исток — реку Ангару, озеро, глубина которого 1620 метров, имеют одно и то же значение (озеро Байкал), но различный смысл, поскольку эти языковые выражения представляют озеро Байкал с помощью различных его свойств, т. е. дают различную информацию о Байкале.

0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Регистрация

Loader

Если вы обнаружили изменения в законодательстве, не внесенные в содержание сайта, прошу сообщить администратору сайта для внесения поправок (e-mail: admin@jurkom74.ru).