Общество и его структура (человек относящийся)

Человек – единственное живое существо, находящееся в состоянии непрерывного изменения самого себя и окружающего мира. Ведь в отличие от животного человек не приспосабливается к миру в процессе эволюции, вырабатывая в себе те или иные свойства биологического характера, а наоборот – приспосабливает окружающий мир под собственные потребности. Понятно, что такого рода приспособления носят отнюдь не биологический характер, они обусловлены чем-то иным, особым, специфическим свойством, присущим только человеку. Это уникальное качество человека называется социальностью, и возникает оно из реального взаимодействия реальных людей.

Человек – существо, прежде всего, коллективное. Жизнь людей взаимообусловлена, т.е. люди могут жить, только общаясь друг с другом, обмениваясь опытом, воздействуя друг на друга.

Любая активность отдельно взятого человека, любое проявление его жизни, всегда есть результат совместной жизни с другими людьми. Было бы ошибкой полагать, что любое, даже обыденное, действие человека является действием сугубо индивидуальным. В. Г. Белинский: «создает человека природа, но развивает и преобразует его общество».

Термин «общество» служит для обозначения разных явлений.

Общество или социум (в самом широком смысле) – надприродная реальность, возникающая в результате специфической активности человека, это системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы, но отличающийся от природы качественными свойствами.

Замечание

В самом широком значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум», с помощью которых разные философские и социологические школы передают специфику неприродных реалий нашего мира. Поэтому в дальнейшем нашем рассуждении целесооб-разнее было бы заменить это широкое понимание общества термином «социум», а под обществом понимать организационную форму совместной деятельности людей.

Итак, общество (в узком смысле) -  это сумма социальных связей и система разнообразных социальных отношений, взаимно обусловливающих друг друга, возникающих в результате совместной деятельности людей.

Все философы сходятся в одном: общество – это не просто сумма людей, и как бы парадоксально это ни звучало, люди не объединились в общество, так как без общества в принципе не могло и не может быть людей. Общество определяет не количество людей, входящих в него, а то, какие связи и отношения между ними возникают и как они развиваются.

Системный подход в понимании общества

Кратко о системном подходе

На современном этапе развития науки системный подход применяется не только к изучению социальной реальности, но и мира вообще. Системность – это черта объективной действительности, а окружающий человека мир (и материальный, и идеальный) понимается как сложная система, которая в свою очередь представлена множеством систем, различных по своей природе. Мир предстает как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, свойства и характеристики которых определяются их соотношением с другими объектами и внешней средой, а не только внутренними качествами и свойствами самого объекта. Системный подход можно определить как общенаучную концепцию, созданную для решения проблем функционирования и развития сложных объектов и систем окружающего мира. В основе системного подхода лежит философский принцип системности, понимаемый как универсальный принцип, согласно которому все явления и объекты мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой.

Система – это целостная совокупность разнородных элементов, которые в результате своего взаимодействия рождают новое качество, не присущее им самим, рассмотренным по отдельности.

Иначе, системой называется любое явление, выделенное относительно других явлений, состоящее из взаимосвязанных частей и обладающее интегральными свойствами, которые могут отсутствовать у частей, взятых порознь.

Основные идеи системного подхода:

    1. системный подход применим к изучению целостных и эволюционирующих систем;
    2. для системного подхода характерно понимание определяющей роли внешней среды в функционировании и эволюции системы;
    3. реализация системного подхода на практике предполагает многоуровневый анализ и синтез изучаемого объекта.

Основные положения системного подхода:

    • относительно самостоятельные элементы рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи, развитии, движении;
    • с позиции системного подхода любой объект представляет собой открытую систему, активно взаимодействующую с внешней средой, обменивающуюся с ней веществом, энергией, информацией;
    • применение системного подхода к изучению тех или иных объектов или явлений, как правило, предполагает рассмотрение поведения изучаемой системы в составе макросистемы, а затем исследование причин такого поведения, исходя из особенностей самой системы.

Социальная философия, применяя системный подход в качестве методологического инструмента, пытается решить следующие задачи:

    1. представить общество как целостную систему;
    2. выявить интегральное свойство такой системы;
    3. определить компоненты и элементы общества как системы;
    4. установить способ взаимодействия между ними;
    5. изучить функционирование и развитие общества. 

Итак, система – это целостная совокупность разнородных элементов, которые в результате своего взаимодействия рождают новое качество, не присущее им самим, рассмотренным по отдельности.

Все эти характеристики присущи человеческому обществу, которое является не просто системой, а системой высшего, «органического» типа. Рассматривая общество как систему, мы должны определить, что выступает в качестве элементов этой системы, каково интегральное свойство, возникающее в результате взаимодействия этих элементов, что обеспечивает целостность общества как системы, а также описать его структуру.

Возьмем за исходное следующее утверждение: общество – это не просто сумма индивидов, и один человек не является элементом общества как системы. Чтобы в дальнейшем не возникало путаницы в суждениях, введем определение понятия «элемент» применительно к системе.

Элемент - наименьшее звено в структуре системы - обладает двумя важными свойствами:

    • неразложим при данном способе анализа (хотя при ином способе анализа сам может являться системой в отношении составляющих его компонентов);
    • принимает непосредственное участие в строении системы, т. е. без этого элемента система перестанет существовать.

В таком понимании один человек в качестве элемента общества выступать не может, иначе со смертью одного (любого конкретного человека) должно было бы перестать существовать общество.

Фактически мы оказываемся перед проблемой необходимости примирения двух трактовок социального (проблема соотношения социальной и гуманитарной трактовок человеческого бытия):

    1. социального как особой структуры, внешней для индивида, воздействующей на людей, но существующей независимо от них;
    2. социального как исходящего из индивидов и их взаимодействия.

Отношения человека с миром имеют совершенно особый характер. Представители философской антропологии начала ХХ в. полагали, что человек – недоработанный, «сшитый на скорую руку» проект природы. Собственную биологическую неполноценность он может восполнить, доразвив свои качества в иной сфере, воссоздав себя в мире культуры. В отличие от животного, человек не приспосабливается к миру, а приспосабливает мир к себе посредством изменения его сообразно своим потребностям. Такого рода активность получила название адаптивно-адаптирующей.

Человек постоянно пребывает в состоянии неудовлетворенности самим собой или окружающим миром. Его может не устраивать количество и качество пищи и ресурсов, условия обитания (проживания), ландшафт местности, его может не устраивать даже он сам, собственные качества и свойства. Это тотальное недовольство человека самим собой и условиями собственного существования, формируя определенным образом потребности человека, является мощным фактором, первопричиной человеческой активности, называемой деятельностью. Под деятельностью мы будем понимать целесообразную активность, присущую только человеку, имеющую адаптивно-адаптирующий характер, изначально выступающую как труд, носящую коллективный характер и обусловленную наличием у человека сознания.

Деятельность становится своеобразным способом существования социального, она представляет собой субстанцию общественной жизни и оказывается наиболее широким понятием социальной философии, исходным по отношению ко всем другим ее категориям, включая сюда ключевые понятия – «социум», «общество», «история». Таким образом, деятельность выступает не только как способ существования социальной действительности, но и как основание ее внутренней системной целостности. Можно также утверждать, что все многообразие общественных явлений представляет в своей сущности тот или иной вид деятельности.

Подробнее о деятельности

Важно понимать, что системообразующее значение деятельности определяется лежащими в ее основе различными мотивами, нормами, ценностными представлениями людей, а также их потребностями. Иными словами, деятельность как таковая рождается из реальных потребностей реальных людей.

Структура деятельности:

    1. Субъекты (люди), осуществляющие деятельность (главный элемент любого вида деятельности).
    2. Вещи, или предметы, с помощью которых люди оказывают прямое воздействие на тот реальный мир, в котором живут, физически изменяя его в своих интересах.
    3. Символы или знаки (например, иконы, книги, картины, дорожные знаки и т. д.); подобные предметы служат непосредственно не изменению реального мира, а изменению наших представлений о мире. Функция символов – воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством ее хранения, накопления и передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности.
    4. Связи и отношения - сложная совокупность организационных связей и отношений, существующих между уже названными элементами: людьми, вещами, симво-лами и знаками.

Виды деятельности:

    • Практически-преобразовательная. Основой этой формы деятельности является труд. Главная ее задача – преобразование окружающего мира под нужды человека.
    • Познавательная. Цель этой формы деятельности – добывание знаний о мире. Знания – это объективная информация о сущности объекта, явления, процесса окружающего мира. В конечном итоге знания необходимы для той же практически-преобразовательной деятельности человека.
    • Ценностно-ориентационная. В отличие от деятельности познавательной результатом этой деятельности является не объективная информация о мире, а субъективно-объективная, так как она дает информацию о значении того или иного объекта или явления для человека и общества в целом, а не о его сущности.
    • Коммуникативная. Эта форма деятельности играет огромную роль в трех предыдущих видах деятельности, поскольку социальная природа человека делает общение людей условием труда, условием познания, условием выработки системы ценностей. В основе этой формы деятельности лежит общение между субъектами деятельности.
    • Художественная. Способом выражения данной формы деятельности является искусство как особый способ познания мира и особый способ освоения действительности, заключающийся в создании художественных образов. В искусстве важным становится не объективное знание о явлениях мира, а выражение субъективного отношения творца, а также потребителя творчества (читателя, слушателя, зрителя) к той или иной проблеме или событию.

Важно понять, что все формы деятельности существуют только во взаимодействии и не могут существовать в «чистом» виде. В каждом акте взаимодействия присутствуют все формы деятельности.

Итак, общество – это система, возникающая на основе специфически человеческого взаимодействия, называемого деятельностью. 

Т. Парсонс, например, полагал, что «общество – это такой тип социальной системы среди любого универсума социальных систем, который достигает самого высокого уровня самодостаточности как система по отношению к своему окружению».

Согласно этому определению студенческая группа, оркестр, общество любителей собак,  волейбольная команда обществом в полном смысле этого слова не являются. Социальными системами – да, обществом – нет, так как не обладают высшей степенью самодостаточности. Для этого внутри группы обязательно наличие всех форм общественно необходимых занятий четырех основных типов (образующих сферы общественной жизни):

    1. материального производства (экономическая сфера);
    2. духовной деятельности (духовная сфера);
    3. организационной деятельности (политическая сфера);
    4. социальной деятельности (социальная сфера).

Замечание

Сферы жизни общества

Некоторые ученые выделяют пять сфер жизни общества (см., например, Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.):

    1. Сфера материального производства является важнейшей (первой) всеобщей сферой жизнедеятельности общества как системы. Но как воплощение чувственно-практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической деятельности.
    2. Сфера теоретической деятельности, которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию. Это знание, разумеется, может приобретать самую разную форму - существовать в виде науки, магии, традиции, астрологии. В любом случае общество постоянно собирает информацию о внешней по отношению к нему среде, делая это профессией для определенного круга лиц - жрецов, деятелей церкви, ученых.
    3. Деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимаются, прежде всего, философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность.
    4. Сфера управления общественными процессами, то есть управления обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом. Субъектом управления начинает выступать определенная группа лиц, которая вырабатывает общие для всего государства цели, с которыми так или иначе согласовываются все остальные более частные цели отдельных сфер и деятельности индивидов в обществе. Сфера управления несет ответственность за эффективность функционирования всего общественного организма.
    5. Социальная сфера. Она в известной мере противостоит первым трем сферам и сфере управления обществом. В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере - в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социального и духовного существа.

Другие ученые выделяют следующие сферы (или формы) общественного бытия:

    • экологическая;
    • экономическая;
    • социальная;
    • этническая;
    • политико-правовая;
    • духовная.

Таким образом, социально-философский взгляд на общество как на организационную форму деятельностного воспроизводства социального, позволяет нам выделить четыре типа совместной активности людей, необходимые для самодостаточного существования человеческого сообщества. Именно эти типы, воспроизводимые в любой социальной системе, определяют ее подсистемы, или сферы общественной жизни. Так, производство опредмеченной информации образует духовную сферу общества, создание и оптимизация общественных связей и отношений – его организационную сферу, производство и воспроизводство непосредственной человеческой жизни – социальную сферу, и наконец, совместное производство вещей образует его материально-производственную сферу.

Понятие общества охватывает всё человечество в его истории и перспективе. Универсальным компонентом общества является человек. Каждое новое поколение не просто продолжает то, что сделано их предшественниками, а реализует свои собственные потребности и интересы.

Деятельность человека в определённой мере задана объективными условиями, не зависящими от его сознания и воли (объективный фактор), но в то же время разнообразная деятельность людей непрерывно вносит новые черты в характер общества (субъективный фактор). Развитие общества представляется как результат сложного взаимодействия этих двух факторов.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий