Понятие и система источников жилищного права

Источник (форма) жилищного права - исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм жилищного права.

Согласно ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, с помощью которых регулируются жилищные правоотношения, и которые включают:

  1. Жилищный кодекс РФ;
  2. другие федеральные законы, принятые в соответствии с ЖК РФ;
  3. указы Президента Российской Федерации;
  4. постановления Правительства Российской Федерации;
  5. нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
  6. законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
  7. нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Замечания:

  1. ЖК РФ не включает (впрочем, и не может включать) в жилищное законодательство Конституцию РФ, однако следует учитывать, что нормы Конституции РФ устанавливают правовую основу жилищного законодательства,  она является Основным законом государства и её нормы имеют прямое действие.
  2. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы России. В Конституцию РФ вошли нормы о жилищных правах, заимствованные из ряда статей Всеобщей декларации прав человека (1948) и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966). Поэтому к источникам жилищного права можно отнести и нормы международного права.  Об этом же свидетельствуют и положения ст. 9 ЖК РФ.

Конституция РФ как источник жилищного права

Конституция закрепляет основные принципы государ­ственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод чело­века и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правле­ния).  Конституция очерчивает круг функций государства, уста­навливает основы его отношений с человеком и обществом. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Так, Конституция РФ содержит ряд положений, закрепляющих основы правового регулирования жилищных отношений, например, нормы о неприкосновенности жилища (ст. 25), свободе выбора места жительства (ст. 27), праве на жилище, защите этого права и обеспечении его реализации (ст. 40).

Кроме того, Конституция РФ разрешает вопросы компетенции Российской Фе­дерации и ее субъектов по жилищному законодатель­ству.

В силу ст. 71 Конституции РФ регулирование части жилищных отношений, по своей природе относящихся к гражданско-правовым (право собственности на жилые помещения, договор жилищного найма, определение порядка организации и деятельности жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья, а также основ их правового положения и др.), относится к ведению исключительно Российской Федерации.

Одновременно с этим, согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ, собственно жилищное законодательство является предметом совместного ведения федерации и её субъектов.

Таким образом, жилищные отношения могут регулироваться актами как Российской Федерации, так и её субъектов (помните - в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон - ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Помимо норм, имеющих прямое отношение к сфере жилищного права, в Конституции имеются нормы общего характера, также затрагивающие эту отрасль права, например, принцип неприкосновенности частной собственности, который вытекает из положений ст. 35 Конституции.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с ними, как источники жилищного права

Федеральные законы как источники жилищного права

Жилищное законодательство – это система законов и иных нормативных правовых актов, при помощи которых устанавливаются, изменяются и прекращаются жилищные правоотношения.

В соответствии со ст. 72 Конституции субъектам РФ предоставлено право иметь собственное жилищное законодательство по вопросам, не урегулированным законодательством федерального уровня.

При этом именно Жилищный кодекс РФ разграничивает и определяет компетенцию органов государственной власти (Российской Федерации и субъектов РФ), а также органов местного самоуправления (см., например, ст. 5 ЖК РФ).

Важное значение для правового регулирования жилищного права имеют и другие законы, например:

  • Гражданский кодекс РФ регулирует право собственности и иные вещные права на жилые помещения, дается понятие квартиры как объекта права собственности, указываются основные начала регламентации права собственности на объекты общего пользования многоквартирного дома и организации и деятельности товариществ собственников жилья, регулируются договорные отношения по найму жилого помещения, их купле-продаже и т.д., а также нормы, регулирующие особенности наследования жилых помещений.
  • Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в котором устанавливаются основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищных фондов, определяются права нанимателей и членов их семей при осуществлении приватизации жилья.
  • Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (утрачивает силу с 01.01.2020 г.), Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" закрепляют обязательность и процедуру регистрации прав на жилые помещения.
  • Градостроительный кодекс РФ определяет систему законодательства о градостроительстве, регулирует вопросы обеспечения права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, на выбор места жительства при осуществлении градостроительной деятельности и т.д.
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит нормы о применении мер ответственности за административные правонарушения в области охраны жилищного фонда, например, правил пользования жилыми помещениями.
  • Земельный кодекс РФ содержит нормы о землях, предназначенных и используемых для строительства жилья.

Указы президента РФ и постановления правительства как источники жилищного права

На федеральном уровне жилищные правоотношения регулируются не только законами, но и указами Президента РФ (например, от 20.06.1996 «О новом этапе реализации Государственной целевой программы «Жилище»). Нормотворческая компетенция Президента России предусмотрена ст. 90 Конституции РФ, согласно которой Президент РФ принимает акты в форме указов и распоряжений. Источниками жилищного права являются те из них, которые устанавливают нормы права, то есть правила общего характера, модель поведения. Для них характерна неперсонифицированность адресата, возможность многократного применения и т.п. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

В соответствии с Конституцией России (ст. 115) Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Конституционное положение о нормотворческой деятельности Правительства РФ "на основании и во исполнение" актов более высокого иерархического уровня вытекает из принципа разделения властей. Оно означает, что Правительство может создать норму права в рамках делегированного нормотворчества, когда необходимость принятия правительственного постановления или распоряжения вытекает из актов более высокого иерархического уровня. Правительство принимает свои акты, создавая источники жилищного права, если это предусмотрено в законе или указе президента, или если это необходимо для выполнения возложенной на Правительство функции. Например, ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ содержит положение о том, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановления споряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ или обжалованы в суде.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ как источники жилищного права

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие жилищные правоотношения, довольно разнообразны. Например, в субъектах Российской Федерации приняты акты, устанавливающие особенности:

  • осуществления приватизации жилья в регионе;
  • управления жилищным фондом;
  • постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • предоставления жилых помещений  и др.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений установлены ст. 13 ЖК РФ.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений

  1. государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
  2. определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
  3. установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  4. установление порядка определения дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
  5. определение порядка установления максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
  6. определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
  7. определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
  8. признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания;
  9. определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
  10. осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
  11. осуществление регионального государственного жилищного надзора;
  12. установление минимального размера взноса на капитальный ремонт;
  13. определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
  14. осуществление мониторинга применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;
  15. осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами;
  16. определение порядка информирования органами местного самоуправления собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта;
  17. установление порядка информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта;
  18. утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
  19. иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники жилищного права

Компетенция органов местного самоуправления в жилищных правоотношениях ограничена, по большей части, правоприменительными и контрольными полномочиями. При этом любые нормативные и правоприменительные акты органов местного самоуправления обязаны соответствовать действующему федеральному законодательству, а также законодательству субъекта РФ.

Согласно ч. 7 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления вправе принимать нормативные акты, которые включают нормы, устанавливающие жилищные отношения в рамках собственной компетенции согласно ЖК РФ, опираясь на другие нормативные правовые акты.

Перечень полномочий органов местного самоуправления в жилищных отношениях установлен ст. 14 ЖК РФ.

Перечень полномочий органов местного самоуправления в жилищных отношениях

  1. учет муниципального жилищного фонда;
  2. установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  3. определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
  4. установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
  5. ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
  6. ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
  7. определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
  8. предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  9. принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
  10. согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
  11. признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
  12. осуществление муниципального жилищного контроля;
  13. определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;
  14. информирование собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта;
  15. утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
  16. иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий