Интернет-сайт JURKOM74.RU (далее - «Сайт») использует файлы cookie и схожие технологии, чтобы гарантировать максимальное удобство пользователям (далее - «Пользователи»), предоставляя персонализированную информацию, запоминая предпочтения в области маркетинга и контента Сайта, а также помогая получить нужную Пользователю информацию. При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением в отношении данного типа файлов. Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать Сайт.

Прокурор как основное должностное лицо прокуратуры

Прокурорский работник - федеральный государственный служащий, исполняющий обязанности по должности государственной службы с учетом требований Федерального закона.

Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются:

    1. Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации";
    2. законодательством Российской Федерации о труде;
    3. законодательством Российской Федерации о государственной службе (ФЗ от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Прокурор - это прокурорский работник, который руководит системой органов и учреждений подчиненной ему прокуратуры, в т. ч. издает обязательные для исполнения всеми подчиненными ему работниками приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции.

Таким образом, прокурор осуществялет руководство системой прокуратуры подчинённого ему уровня.

Главным должностным лицом системы прокуратуры РФ Генеральный прокурор РФ, который, согласно ст. 17 ФЗ "О прокуратуре" руководит системой прокуратуры Российской Федерации. В круг его полномочий входит:

    • издание обязательных для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций, регулирующих вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников;
    • в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и организаций прокуратуры;
    • назначает на должность и освобождает от должности ректоров (директоров), проректоров (заместителей директоров) научных и образовательных организаций системы прокуратуры РФ;
    • несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом.

Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры:

    1. руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур;
    2. издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками;
    3. могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ (ст.18 ФЗ "О прокуратуре").

Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях (ст.19 ФЗ "О прокуратуре").

Полномочия прокурора в уголовном процессе

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства

    1. уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также
    2. надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).

Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу:

    1. проверять исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, проверять законность и обоснованность решений органов следствия по уголовным делам;
    2. выносить мотивированное постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
    3. требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
    4. давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, а также согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (например, меры пресечения);
    5. разрешать вопросы заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;
    6. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя;
    7. рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
    8. участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения;
    9. разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ; утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
    10. утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
    11. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;
    12. осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

  1. пpоверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  2. выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
  3. требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
  4. давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  5. давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  6. истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;
  7. рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;
  8. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;
  9. рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
  10. участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ;
  11. при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;
  12. разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
  13. отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
  14. изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  15. передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
  16. утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
  17. утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
  18. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;
  19. осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

Полномочия прокурора в ходе судебного производства по уголовному делу

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор:

    1. поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность;
    2. предъявляет гражданские иски в уголовном процессе от имени субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 44, ст. 246 УПК РФ).

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

Указанные полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Полномочия помощников прокурора

Помощники прокурора осуществляют свою деятельность на основании Положений, утверждённых прокурором субъектов федерации, а также руководствуются Конституцией РФ, Федеральным законом "О прокуратуре", международными договорами и иными обязательствами Российской Федерации.

В зависимости от должностного положения выделяют различные полномочия помощников прокуроров (например, в прокуратуре Челябинской области http://www.chelproc.ru):

    1. осуществление мер, обеспечивающих правовое обеспечение в органах прокуратуры в целях эффективной реализации их полномочий.
    2. мониторинг законодательства и правоприменительной практики с целью совершенствования нормативно-правового регулирования.
    3. принятие мер к систематизации законодательства в целях эффективной реализации полномочий органами прокуратуры области;
    4. организация и координация работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению.
    5. выпуск информационного бюллетеня прокуратуры области.

    1. проведение единой информационной политики органов прокуратуры;
    2. организация взаимодействия прокуратуры Челябинской области и ее структурных подразделений со средствами массовой информации;
    3. поддержание рабочих контактов с пресс-службами органов исполнительной и законодательной власти, правоохранительных органов;
    4. анализ сообщений средств массовой информации о деятельности органов прокуратуры;
    5. развитие делового сотрудничества с представителями средств массовой информации в целях максимального и оперативного информирования населения через печать, радио, телевидение и сеть «Интернет» о работе прокуратуры по укреплению законности и правопорядка, защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, по участию в правотворческой деятельности, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, по вопросам международно-правового сотрудничества, о направлении в суд уголовных дел, вызывающих повышенный общественный резонанс и социальную значимость, вынесении по ним судебных решений, о прокурорских проверках, в ходе которых вскрыты многочисленные или грубые нарушения законности, о делах и людях прокуратуры;
    6. ежедневное информационное сопровождение официального сайта прокуратуры Челябинской области в сети «Интернет».

    1. представительство прокуратуры Челябинской области в Законодательном Собрании и Правительстве Челябинской области;
    2. обеспечение участия прокуратуры в разработке региональных нормативных правовых актов;
    3. подготовка предложений по совершенствованию федерального законодательства;
    4. предотвращение принятия законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законов и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

    1. своевременное назначение, перерасчет и выплата пенсий и пособий пенсионерам органов и учреждений прокуратуры и их семьям;
    2. назначение и перерасчет ежемесячных надбавок к денежному содержанию работникам органов и учреждений прокуратуры, имеющим право на пенсию за выслугу лет;
    3. ведение персонального учета пенсионеров, пенсионных дел и лицевых счетов;
    4. контроль за правильностью и своевременной выплатой пенсий учреждениями Сберегательного Банка Российской Федерации;
    5. предоставление пенсионерам социально-бытовых льгот, предусмотренных действующим законодательством;
    6. взаимодействие с Министерством социальных отношений, Пенсионным фондом, ведомственными пенсионными органами;
    7. проведение разъяснительной работы по пенсионному законодательству среди работников прокуратуры и пенсионеров;
    8. взаимодействие с ветеранской организацией прокуратуры области.

    1. планирование, организация и осуществление мероприятий по обеспечению мер безопасности и физической защиты сотрудников прокуратуры, надзор за исполнением законов при применении мер государственной защиты в отношении указанной категории лиц;
    2. анализ информации о поджогах, взрывах, незаконных проникновениях в здания и помещения органов прокуратуры, посягательствах на жизнь, здоровье имущество работников прокуратуры их близких;
    3. проведение проверок (служебные расследования) по фактам совершения прокурорскими работниками аппарата прокуратуры Челябинской области, нижестоящих прокуратур проступков, порочащих честь прокурорского работника, допустивших нарушение присяги прокурора, либо совершивших правонарушение;
    4. контроль пропускного и противопожарного режимов на объектах прокуратуры области.

    1. надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, за исполнением законов, направленных на противодействие экстремистской деятельности и терроризму;
    2. надзор за исполнением органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами, организациями и учреждениями (в том числе общественными и религиозными) законодательства в сфере противодействия экстремистской и террористической деятельности, межнациональных и конфессиональных отношений, обобщение и анализ практики прокурорского надзора на этом направлении;
    3. надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности требований Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при выполнении оперативно-розыскных мероприятий, за соблюдением законов при производстве дознания и предварительного следствия, за полнотой регистрации и законностью разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях в УФСБ России по Челябинской области и Пограничном управлении ФСБ России по Челябинской области, рассмотрение жалоб на действия сотрудников УФСБ России по Челябинской области и Пограничного управления ФСБ России по Челябинской области при производстве дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности, изучение уголовных дел и материалов, находящиеся в производстве следователей УФСБ и дознавателей Пограничного управления, принятие мер к отмене незаконных и необоснованных решений;
    4. надзор за исполнением Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», рассмотрение обращений граждан по этим вопросам, подготовка заключений и справок о реабилитации лиц, подвергшихся политическим репрессиям.

    1. организация мероприятий по обеспечению в прокуратуре области мобилизационной подготовки, гражданской обороны и действий в условиях чрезвычайных ситуаций, контроль за исполнением решений прокурора области по данным вопросам;
    2. разработка, планирование и организация мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в прокуратуре области в период мобилизации и военное время;
    3. организация обучения работников прокуратуры области, проведение учений и тренировок по вопросам мобилизационной подготовки и гражданской обороны.



0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62 | "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве"