Условно-разделительное умозаключение (конструктивная дилемма)

Условно-разделительным (лемматическим, лат. lemma - «предположение») умозаключением называется такое, в котором

  • одна посылка условное суждение, а
  • другая посылка - разделительное суждение.

Альтернативное определение лемматического силлoгизма

Лемматический или условно-разделительный силлогизм – это дедуктивное умозаключение, в котором большая посылка состоит из двух или более числа условных суждений, а меньшая – категорическое или разделительное суждение.

Разделительное суждение может содержать две, три и большее число альтернатив, поэтому лемматические умозаключения делятся на дилеммы (две альтернативы), трилеммы (три альтернативы) и полилеммы (много предположений).

Закономерности выводов в лемматических умозаключениях можно рассмотреть на примерах с минимумом числа условных суждений – дилеммах, поскольку все остальные виды лемматических умозаключений подчиняются тем же логическим правилам.

Виды дилемм:

    1. конструктивная (созидательная):
      • простая;
      • сложная.
    2. деструктивная (разрушительная):
      • простая;
      • сложная.

Конструктивной называют дилемму, третья посылка и заключение ко­торой являются утвердительными суждениями.

Деструктивной называют дилемму, третья посылка и заключение ко­торой являются отрицательными суждениями.

Простой называют дилемму, в которой выводом является простое суждение, а в условных посылках общими являются либо следствия, либо ос­нования.

Сложной называют дилемму, в которой выводом является сложное су­ждение, а в условных посылках нет ни одного общего основания или общего следствия.

Простая конструктивная дилемма

В простой конструктивной дилемме:

  • условная посылка содержит два основания, из которых вытекает одно и то же следствие;
  • разделительная посылка утверждает оба возможных основания;
  • заключение утверждает следствие.

Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствия.

Пример:

Если обвиняемый виновен в заведомо незаконном задержании (р), то он подлежит уголовной ответственности за преступление против правосудия r), если он виновен в заведомо незаконном заключении под стражу (q), то он также подлежит уголовной ответственности за преступление против правосудия (r).
Обвиняемый виновен или в заведомо незаконном задержании (р), или в заведомо незаконном заключении под стражу (q).
____________________________________________________________________
Обвиняемый подлежит уголовной ответственности за преступление против правосудия (r).

 

Третья посылка и заключение - утвердительные суждения.

Ещё пример

Если наука сообщает полезные факты, то она заслуживает внимания. Если наука тренирует способности, она также заслуживает внимания.
Но любая наука либо сообщает полезные факты, либо тренирует способности.
________________________________________________________________________
Значит, любая наука заслуживает внимания.

Схема:

а → в с → в
а V c
_________________
в

Сложная конструктивная дилемма

В сложной конструктивной дилемме

  • условная посылка содержит два основания и два следствия;
  • разделительная посылка утверждает оба возможных основания.

Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствий.

Пример:

Если сберегательный сертификат является предъявительским (р), то он передается другому лицу путем вручения (q), если он является именным (r), то передается в порядке, установленном для уступки требований (s).
Но сберегательный сертификат может быть предъявительским (р) или именным (r).
___________________________________________________________________
Сберегательный сертификат передается другому лицу путем вручения (q) или в порядке, установленном для уступки требований (s)

Ещё пример

В ситуации пожара человек может рассуждать так:

Если я пойду вниз, то сгорю. Если выпрыгну из окна – разобьюсь.
Но я должен либо пойти вниз, либо выпрыгнуть из окна.
__________________________________________________
Значит, я либо сгорю, либо разобьюсь.

Схема:

а → в с → d
а V c
________________________
в V d


Достоверность лемматических силлогизмов находится в непосредственной зависимости от правильности условных суждений в большей посылке и от полноты членов деления в меньшей. Так как эти условия часто не соблюдаются, то лемматические умозаключения становятся источником ошибок. При этом именно неполное перечисление альтернатив чаще всего и является ошибочным.

Двумя альтернативами часто невозможно исчерпать всего возможного числа случаев. Например:

Если какой-либо студент любит учиться, то он не нуждается ни в каком поощрении. Если же он чувствует отвращение к учению, то всякое поощрение окажется бесполезным.
Но студент может или любить учение, или чувствовать к нему отвращение.
_______________________________________________________________
Значит, поощрение либо излишне, либо бесполезно в деле обучения.

 

Вывод в приведенном примере вряд ли является достоверным, поскольку «любовь к учению» и «отвращение к учению» не являются исчерпывающим рядом альтернатив. Могут быть такие студенты, которые не испытывают любви к учению, но и не питают отвращения к нему, поэтому для таких студентов поощрение может быть действенным.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий