Понятие, виды и стадии криминалистического моделирования

Печать

Метод моделирования ориентирует на работу не с объектом, пред­ставленным для восприятия в натуре, а с его аналогом — моделью.

Модель — это другой объект, другая система, отражающая лишь ту или иную меру сходства с ориги­налом.

Подробнее о криминалистических моделях

Криминалистическая модель представляет собой искусственно со­зданную систему, воспроизводящую с определенной степенью сходст­ва заменяемый ею объект.

Изучение и проверка модели позволяет по­лучить новые знания об оригинале и использовать их для решения

    • поисковых,
    • познавательных,
    • распознавательных,
    • идентификацион­ных,
    • управленческих

и иных задач в уголовном процессе, а также в научных криминалистических исследованиях. 

Виды криминалистических моделей:

    1. материальные;
    2. идеальные (мысленные).

Материальные модели

Отличительной особенностью материальных моделей является то, что они воспроизводят объекты в материально фиксированном виде. К их числу относятся специально создаваемые уникальные криминалис­тические системы (конструкции, предметы и т.д.), а также отобранные для использования вместо подлинных образцы — оригиналы выпуска­емых в серийном варианте предметов.

Материальные модели используются для криминалистического анализа искомых, познаваемых объектов, построения версий по резуль­татам анализа, разработки программ по проверке версий. Они так же используются при проведении отдельных следственных и других действий (например, путем предъявления для обозрения допрашивае­мому).

Идеальные (мысленные) модели

Идеальные (мысленные) модели используются в поисково-познавательной деятель­ности наиболее часто и продуктивно. Это легко объяснить, если учесть, что все представления относительно познаваемых объектов из разряда событий прошлого, а также представления о задачах, подлежа­щих решению, будущих действиях, дальнейших шагов на пути позна­ния, о том, что, с помощью чего и каким образом должно быть сделано, являются только моделями.

Мысленная модель, как и материальная, является системой, но со­стоящей не из материально фиксированных, а из мысленных компо­нентов. Она может быть материализо­вана в виде схемы, рисунка, макета, формулы, чертежа, описания.

Важной особенностью мысленной модели, как формы мышления, является ее свойство быть аналогом еще не познанных обстоятельств, скрытых связей, невыявленных отношений.

Выступая в качестве итога, результата познания в рамках законченного цикла указанной деятельности, мысленные модели играют промежуточную роль между заключительным этапом и теми правовыми решениями, которые принимаются в этой связи и отража­ются в документах (о возбуждении уголовного дела, о завершении про­изводства по делу и предъявлении собранных материалов для ознакомления обвиняемым, потерпевшим, о составлении обвинительного за­ключения, о направлении дела в суд для рассмотрения и т.д.).

В то же время модели, содержащие положительные знания, постро­енные на начальном и промежуточном этапах ППД (поисково-познавательной деятельности), выступают в каче­стве средства познания других, неизвестных на данный момент обстоя­тельств, решения иных задач ППД. В этом же качестве выступают и модели, содержащие только предположительные знания, нуждающие­ся в проверке (гипотеза, версии), а также комбинированные мысленные модели, в которые включены предположительное знание об одних при­знаках объекта и положительное знание о других его сторонах.

Источником нового знания модели становятся потому, что в них, как в интегративных системах, аккумулируются и в комплексе увязы­ваются в некую целостность собранные фактические данные, собствен­ный практический опыт субъекта ППД, обобщенные данные практики (коллективный опыт).

Классификация мысленных моделей

Как и материальные модели, мысленные модели могут классифици­роваться по различным основаниям:

  • по видам моделируемых объектов (модели событий и модели предметов);
  • по степени абстрактности (мо­дели конкретных, единственных в своем роде объектов и типовые обоб­щенные модели определенных групп населения, фактов, событий и т.п.);
  • по объему отражения объекта (модели объекта в целом и модели каких-либо частей, сторон, признаков объекта);
  • по цели использования (модели поисковые, иллюстративные, дидактические, идентификаци­онные и т.п.);
  • по сфере построения и использования (модели научные, модели практические).

Виды мысленных моделей:

  • модели предметов и событий прошлого (например, событий, ко­торые ранее воспринимал какой-либо человек, по поводу которых он дает показания во время его допроса);
  • модели предметов и событий настоящего (например, представ­ление следователя о том, что может происходить в соседнем кабинете во время допроса, который производится его коллегой по следственной бригаде);
  • модели предметов и событий будущего (например, представле­ния следователя о том, что ему предстоит сделать на другой день).

По характеру знания выделяются модели, содержа­щие:

  1. только положительное (достоверное) знание;
  2. только предположи­тельное знание;
  3. одновременно и положительное (о каких-то признаках объекта), и предположительное (о других признаках) знания.

Модели группируются также по субъектам криминалистического моделирования (модели следователя, эксперта и т.п.), по отношению к видам и этапам ППД (модели предварительной проверки, модели пред­варительного расследования, модели первоначального этапа расследо­вания и т.п.), по криминалистическим ситуациям, категориям уголов­ных дел (например, мысленные модели по делам об убийствах и мыс­ленные модели по делам об убийствах, совершенных в условиях неоче­видности).

Названные виды, группы и разновидности моделей могут быть под­вергнуты внутренней группировке (так, модели, строящиеся на прак­тике, подразделяются на следственные, оперативно-розыскные, экс­пертные, судебные).

 

Криминалистическое моделирование - процесс построения, изучения и использования моделей познаваемых объектов и познающих систем в уголовном судопроизводстве.

Метод моделирования применяется на всем протяжении поисково-познавательной деятельности каждого вида, начиная с момента изуче­ния исходной информации и вплоть до принятия решения о заверше­нии деятельности. Да и само последнее решение является вначале мыс­ленной моделью. Строящиеся модели (криминальных ситуаций, обсто­ятельств, подлежащих установлению, задач и средств их решения и т.д.) отражаются (фиксируются) не только в памяти субъектов модели­рования, но и в составляемых ими документах. Так, модель познаваемо­го следователем события вначале отражается в постановлении о воз­буждении уголовного дела, затем в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого, в постановлении об избрании меры пресече­ния, других документах. В наиболее полном, завершенном виде модель этого события находит отражение в обвинительном заключении.

Моделирование осуществляется в ходе предварительной проверки, предварительного расследования, судебного следствия, в других сфе­рах практического следоведения.

Криминалистическое моделирование способствует:

Элементы процесса моделирования:

    1. субъект моделирования;
    2. задача, решаемая субъектом при помощи этого метода;
    3. объект моделирования (оригинал);
    4. способ моделирования.

Объекты криминалистического моделирования:

    1. познаваемые объекты;
    2. объекты, выступающие в качестве средств познания.

Подробнее об объектах криминалистического моделирования

Познаваемые объекты

В группе познаваемых объектов моделируются самые различные события (преступления, иные виды человеческой деятельности, акты поведения и т.п.), а также их отдельные элементы, компоненты послед­них, структура, внешние связи и отношения (предметы, функциониро­вавшие в рамках криминальных событий, результаты преступной деятельности, признаки внешности устанавливаемых потерпевших, подо­зреваемых, обвиняемых, прижизненный облик погибших людей, от­дельные признаки трупов и т.п.).

Моделируются также криминальные и криминалистические ситу­ации.

Основное назначение данной разновидности практического моде­лирования — обеспечить оптимальное решение вопросов, связанных с предметом поиска и познания, с характером, кругом и местом нахожде­ния объектов, которые необходимо отыскать.

Объекты, выступающие в качестве средств познания

В структуру таких объектов, моделируемых в научных и практичес­ких целях, входят

  • поисково-познавательная деятельность в уголовном процессе в целом,
  • отдельные виды и этапы этой деятельности, ее эле­менты, те или иные совокупности элементов, их признаки, внутренняя структура (в частности, структура экспертного исследования, этапы версионного мышления, структура доказательства, функции и отноше­ния членов следственно-оперативных групп).

В числе систем этого плана в следственной практике чаще всего встречаются:

  1. версии, криминалистические и правовые решения;
  2. отдельные следственные и иные действия, их комплексы, средст­ва тактического обеспечения;
  3. следственные, оперативно-розыскные, экспертные ситуации;
  4. оперативно-розыскные мероприятия;
  5. судебные экспертизы;
  6. планы работы, разрабатываемые на очередной рабочий день, не­сколько дней, планы этапов расследования и т.д.;
  7. постановления, определения, обращения, протоколы следствен­ных действий, обвинительные заключения и другие процессуальные и непроцессуальные документы и тексты.

Модели познаваемых и познающих объектов находятся в тесной связи и взаимной зависимости. В ходе ППД идет процесс непрерывно­го взаимодействия тех и других моделей, движения от моделей одного порядка к моделям другого порядка. В этом процессе участвуют как материальные, так и мыслительные модели, для построения которых используются различные материалы, средства и приемы.

Виды криминалистического моделирования

1) по временной направленности:

2) с учетом способа моделирования:

Ретроспективная модель представляет собой логико-информационную и образную систему, вос­производящую объекты поиска и познания в их главных, существен­ных, с точки зрения решения поставленной задачи, чертах.

Перспективное моделирование (перспективная модель) дальнейшей деятельности самих субъектов познания отражает остальные черты познающей (поисковой) системы и средств познания первого объекта. Это направление находит свое выражение в представлениях участников ППД о том, что, как, кому, на основе применения каких средств, методов, приемов и в какие сроки необходимо сделать в ходе дальнейшей проверки, расследования и т.д., какими кад­ровыми, техническими, финансовыми, информационными ресурсами должна быть обеспечена планируемая деятельность.

Выделяя разнообразные виды моделирования и классы моделей, необходимо учитывать их тесную взаимосвязь. Так, к примеру, связь мысленных и материальных моделей обусловлена тем, что еще до построения модели из какого-либо материала человек ее обосновывает, рассчитывает, представляет мысленно.

Материальные модели воспроизводятся в материально фиксированном виде и используются в следственной практике преимущественно при производстве следственных действий и экспертиз. Среди материальных различают:

Особым видом материального моделирования является криминалистическая реконструкция, понимаемая как воссоздание отдельных, интересующих следствие объектов по их фрагментам, описаниям, фотоснимкам и другим документальным данным.

Использование в следственной практике логико-математического и информационно-компьютерного моделирования связано с внедрением в деятельность правоохранительных органов компьютерной техники. Сущность математического моделирования в криминалистике состоит в трансформации криминалистической проблемы в математическую задачу, ее решение посредством математического аппарата, а также криминалистическая интерпретация полученных математических результатов.

Особо следует отметить мысленное моделирование, которое занимает особое место и наиболее распространено в уголовном судопроизводстве. На первоначальном этапе расследования практически всегда имеет место информационная неопределенность, которая, создавая логико-познавательные барьеры, ставит перед следователем ряд проблем. В силу своих особенностей мысленное моделирование выступает в качестве необходимого познавательного средства, во многом помогающего процессу управления расследованием.

Подробнее

Так, в процессе расследования уголовного дела следователь, выясняя сущность произошедшего криминального события, строит в своем сознании его мысленную модель – информационную модель расследуемого события. По мере получения информации о преступлении и лице, его совершившем, эта модель становится более полной и менее схематичной. Информационная модель расследуемого события – динамическая система, поскольку ее построение осуществляется параллельно с ходом самого расследования. Причем, информационная модель расследуемого события первоначально оценивается как вероятностная вследствие неполноты информационного насыщения и лишь по мере расследования приобретает во всех элементах или в отдельной части их знание достоверное.

Среди мысленных моделей в свою очередь выделяют:

  1. образные (иконические, неформализованные) модели, являющиеся по своей форме психическим образом, а в гносеологическом аспекте – одним из средств получения нового знания;
  2. образно-знаковые (символические, частично формализованные) модели, представленные разного рода условными знаками (буквенными или графическими). В криминалистике к знаковым моделям можно отнести сетевые графики планирования расследования, дактилоскопическую формулу, различные графические приложения к протоколам следственных действий.

Вышеназванные модели могут «работать» в двух направлениях: ретроспективном, обращенном в прошлое, и перспективном, обращенном к исследованию событий (обстоятельств, явлений) будущего.

Особой разновидностью мысленного моделирования является ситуационное моделирование – метод исследования ситуаций, включающий в себя построение модели реальной ситуации и проведение с ней различного рода мысленных экспериментов: прогнозирование направлений ее развития и (или) «проигрывание» на ней предполагаемых решений по управлению ситуацией с целью выбора оптимального. Ситуационное моделирование позволяет оперативно распознать и адекватно оценить наличную следственную ситуацию, незнакомые ситуационные факторы свести к известным, типичным, для которых уже разработаны оптимальный алгоритм или программа по их разрешению.

Стадии криминалистического моделирования

Моделирование начинается с постановки проблемы и принятия ре­шения прибегнуть к данному методу, определения задачи, которая должна быть решена с его помощью.

Стадии криминалистического моделирования:
    1. построение модели объекта;
    2. изучение построенной модели;
    3. реализация модели (проверки модельной ин­формации).

Построить модель объекта — это значит

Состав компонентов (структурных элементов) модели определяет­ся, исходя из представления о том, какие из них являются существен­ными с точки зрения успешного решения поставленных задач с помо­щью модели.

В процессе изучения модели она подвергается логическому анализу и мысленному эксперименту с выведением и мысленной проверкой выводимых суждений. В ходе мысленного эксперимента субъект моде­лирования

    1. выделяет условия, которые воздействуют на объект,
    2. созна­тельно и планомерно изменяет эти условия,
    3. определяет, какое воздей­ствие они оказывают на объект и модель, и,
    4. сопоставляя свои суждения с установленными фактами, осуществляет корректировку модели.

Осмыслив изученную модель, субъект моделирования выводит из нее следствия, то есть суждения о фактах, которые должны существо­вать в реальной действительности при условии правильности модели, и приступает к ее проверке.

Проверка модели предполагает осуществление практических действий, направленных на обнаружение и исследование упомянутых фактов. Проверить модель — это значит выяснить, имеют ли место в действительности те факты (события, следы и т.д.), суждения о кото­рых были сделаны в процессе изучения модели. Оценка результатов проведенной в этом направлении работы позволяет сделать вывод о достоверности либо об ошибочности, о неточности в какой-либо части построенной модели (и необходимости ее корректировки в последних случаях).

Модели событий настоящего, как и модели событий прошлого (рет­роспективные модели), проверяются путем построения и реализации перспективных моделей деятельности субъектов моделирования.

 

5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1