Надзор прокурора за исполнением законов при привлечении в качестве обвиняемого и применении мер пресечения

Печать

Прокурорский надзор при привлечении лица в качестве обвиняемого - осуществляемая от имени Российской Федерации специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, состоящая в проверке соблюдения:

    1. законодательно установленных прав и свобод человека и гражданина;
    2. установленного порядка сбора и оценки доказательств по уголовному делу;
    3. порядка предъявления обвинения;
    4. законности решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Сущность прокурорского надзора за законностью привлечения лица в качестве обвиняемого характеризуется его предметом, которым является исполнение законов органами дознания и предварительного следствия.

Прокурор должен осуществлять контроль за порядком привлечения лица в качестве обвиняемого (порядком предъявления обвинения), а именно:

С учетом значения решений следственных органов о привлечении в качестве обвиняемого должен быть обеспечен надлежащий прокурорский надзор за соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК о направлении прокурору копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении прокурор обязан проверять соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 Кодекса, особое внимание уделять квалификации содеянного.

П. 1.7 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. № 162 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия” устанавливает, что при поступлении копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого прокурору следует обращать внимание

    1. на своевременность их направления;
    2. на соответствие требованиям уголовного и уголовно-процессуального законодательства изложенных в них обстоятельств .

Выявляя нарушения законодательства, требовать их устранения (согласно п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

При   анализе   содержания   каждого   постановления   о   привлечении   в   качестве обвиняемого и содержащегося в нем вывода следователя о совершении лицом преступления следует исходить из того, что при осуществлении от имени государства уголовного преследования по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения следователь обязан принимать решения в соответствии с требованиями законности, обоснованности и мотивированности (ст. 7 УПК), в силу которых обвинение может быть признано обоснованным, только если все противостоящие ему обстоятельства дела объективно исследованы и опровергнуты стороной обвинения. Каких-либо положений, допускающих освобождение следователя от выполнения этих обязанностей, УПК, в том числе ч. 2 ст. 15, согласно которой функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган и на одно и то же должностное лицо, не содержит (Постановление КС РФ от 29.06.2004 N 13-П).

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1