Источники и основные черты мусульманского права

Печать

В широком смысле слова мусульманское право представляет собой социально-нормативный свод самых различных по происхождению и характеру, но основанных на религиозных заповедях правил поведения. Такие правила включают в нерасчлененном виде собственно рели­гиозные нормы-требования, сосуществующие или совмещаемые с правилами нравственными, юридическими, этическими и даже эс­тетическими.

Мусульманское право в узком смысле слова вырос­ло из ислама как "богооткровенное право", аналогичное в этом смысле законам Моисея, заповедям Христа; оно входит в ислам, санкционируется исламом, но тем не менее выступает и как ав­тономное нормативное образование, обособленное от некоторых других частей ислама, относящихся к ритуалу, к правилам добродетельного и благочестивого поведения мусульманина.

Подробнее о шариате

Мусульманское право иногда обозначают словом шариат, смысл которого передается выражениями "путь следования" либо "то, что открыто Богом". Такое толкование частично совпадает с правопониманием позитивистов — "право есть то, что повелел суверен (правитель, парламент и т.д.) в законе". Мусульманское право в этом смысле предстает своего рода законом Божьим, чему в большой мере способствует наличие кодифицированных священ­ных текстов, то есть собранных в некое фиксированное число священ­ных текстов и книг. Для законоведов особое значение приобрели Коран и Сунна.

В предписаниях шариата различают пять разновидностей по­ведения правоверного мусульманина, которые воспринимаются и как религиозно-моральные, и как законные действия:

    • обязательные;
    • рекомендуемые;
    • дозволенные;
    • предосудительные (но не влекущие за собой применение наказания);
    • зап­рещенные и подлежащие наказанию.

Мусульманин должен соблю­дать требования шариата повсюду, даже за пределами своей страны. Ему запрещается пить вино, играть в азартные игры, есть сви­нину, заниматься ростовщичеством и колдовством, иметь запрет­ные книги. Он обязан принять участие в объявленной "священной" войне (джихад) с неверными.

Источники мусульманского права:

Определенное значение имеют для права и пять основных обязанностей мусульманина (или "аркан" — пять столпов веры):

    1. исповедание веры (глахад) — обращение в ислам и испове­дание веры в то, что "нет Бога, кроме Аллаха, и Мохаммед по­сланец Его";
    2. молитва (салят), которой предшествуют очистительные омовения. Дома молитва произносится 5 раз в день;
    3. месяц рамадан (саум) — верующий с восхода до заката солнца должен соблюдать пост и воздержание;
    4. милостыня (закят) — налог, который платят богатые, что­бы помочь бедным (именовался также очистительным налогом и составлял 1/40 доли дохода от всего недвижимого имущества. Формально считалось, что закят (закат) идет в пользу бедных, фактически же он шел в пользу государства и потом перераспре­делялся);
    5. паломничество (хадж) — раз в жизни побывать в Мекке.

Коран как источник мусульманского права

Коран — первый источник мусульманского права. Само слово "коран" происходит от слова "читать" и чаще всего передается вы­ражением "произносить речитативом, декламировать". Коран со­держит откровения, которые Аллах ниспослал Мохаммеду и кото­рые пророк затем излагал. В Коране есть слова: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник".

Коран делится на

Здесь имеется ряд положений определенно правового характера и назна­чения, включенных в шариат. По некоторым подсчетам, к ним от­носится примерно 500 аятов отдаленного и косвенного юридиче­ского назначения, связанных с правилами праведного поведения, и около 80 положений собственно юридического характера, в ос­новном карательного права и о браке и семье.

В первые годы после кончины пророка применяли три способа формулирования правил, если не находили их в тексте Корана:

    1. прибегали к помощи "прецедентов", которыми стали считать "предания о словах и поступках пророка" (хадисы), со­бранные в Сунне (от араб, "тропа, по которой ходил пророк");
    2. об­ращались к древним обычаям Медины, из которых делал заимствования и сам Мохаммед;
    3. обращались к собствен­ному чувству справедливости (рай) (был доволь­но быстро вытеснен Сунной).

В Коране есть выражения "Сунна пророков" и "Сунна Алла­ха" в значении поведения Аллаха в общении с древними народа­ми, которых он подверг каре за неверие. Но вне Корана Сунна воспринималась как собрание слов и поступков (деяний) Мохаммеда и в расширительном значении как "свод обычаев и правил по­ведения древней общины... практика и теория мусульманского пра­воведения" (А. Мюссе). Вскоре правоверные мусульмане, придер­живающиеся Сунны, получили название "люди Сунны", сунниты. Со временем свод преданий (хадисов) был канонизирован и собран в шести сборниках, приспособленных к судебной практике и по­требностям законоведения (IX в.). В эти сборники вошли нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебно-процессуального права, а также правила об отпущении рабов на волю и др.

Жизнеописание по­сланца Аллаха ("Сират расул Аллах") как источник мусульманского права

К Сунне и Корану частично примыкает жизнеописание по­сланца Аллаха — "Сират расул Аллах" (от "сира" — жизненный путь), которое тоже является авторитетным каноническим источ­ником.

«Жизнеописание посланника Аллаха», составленное Ибн Хишамом ал-Химйари, является для мусульман самым авторитетным (после Корана и хадисов) источником сведений о жизни Пророка. Это самое раннее сочинение о Мухаммаде, дошедшее до нас. Этот труд оказал большое влияние на всю мусульманскую культуру, став одним из значительных памятников и образцов арабо-мусульманской художественной прозы. У этой книги трудно назвать одного автора, нет у нее и точного авторского названия.

"Сира" - это история жизни пророка и основателя религии, написанная для людей, эту религию исповедующих. Это - образ и идеал человека, сама жизнь и успехи которого стали чудесным доказательством величия Аллаха.

Иджма как источник мусульманского права

Помимо Корана и Сунны к источникам права относится иджма — вначале толкуется как общее согласие мусульманской общи­ны (алъ-умма), а затем как "общее согласие законоведов" из числа имамов, муфтиев и муджтахидов. Этот источник освящен автори­тетом Мохаммеда, который однажды сказал: "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".

К этому роду источников права примыкает фетва (решения и мнения отдельных муфтиев по пра­вовым вопросам).

Значительные облегчения (на случай молчания первых источ­ников или знатоков) приносит решение по аналогии, обозначаемое термином кияс (решение юридических дел по аналогии).

Обычай как источник мусульманского права

В период наивысшей концентрации и централизации власти халифов значительна роль законов и распоряжений верховных правителей (алъ канун — закон, фирман — указ и распоряжение халифа).

Обычное право арабов (урф) официально не включается в число источников права.

Однако у неарабских исламизированных народов оно такую роль выполняло и продолжает выполнять (адатпы — родовые и племенные обычаи, в том числе правового на­значения).

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1