Современное состояние теории государства и права в Российской Федерации

Печать

В наше время теория государства и права становится демократичной. Она уделяет все большее внимание материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно обогатилось гуманистическое содержание современного учения о государстве и праве.

Теория государства и права сегодня представляет совокупность знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права. Данная дисциплина имеет свои специфические черты, она использует свои собственные задачи, методы исследования.

Также теория государства и права находится в системе наук, где взаимодействует с другими учебными дисциплинами. Без их кооперации невозможно эффективно и рационально использовать материальные, финансовые и трудовые ресурсы, выбрать наиболее целесообразный путь технологического прогресса.

Так как государство – политическое явление, а право – юридическое явление, то теория государства и права может рассматриваться одновременно в качестве политической и юридической отрасли знаний и дисциплины.

ТГП, решая общие для теории государства и для теории права методологические задачи, тем самым решает и политико-юридические задачи.

Наряду с методологическими задачами ТГП решает и мировоззренические вопросы, которые включают в себя совокупность всех самых разнообразных взглядов человека на окружающий мир.

Знания, будучи научными по своей природе, объективными, тем не менее выражают вполне определённое (философское, политическое, этическое) видение государственно-правовых явлений, институтов и учреждений. Дело в том, что в мире нет «чисто» классовых или «чисто» не классовых, «общечеловеческих» ценностей и интересов.

ТГП, вырабатывая понятия и формулируя определения, во избежание их явной сути субъективности и общественной неприемлемости, учитывает социальные ценности и интересы, создаёт тем самым предпосылки для формулировки как отдельных политико-правовых знаний и взглядов граждан, так и всего из мировоззрения.

Она входит в блок общетеоретических и историко-правовых наук, включающий:

Проблемные вопросы развития теоретической юриспруденции в России:
    1. Что первично: политика или право? Переосмысление представлений о первичности политики по отношению к праву, экономике и т.д. (т.е. выражения типа: «это не юридиче­ский, а политический вопрос», - юридическое решение вопроса отодвигается на второй план). В целом, в правовом государстве выше юридического (право­вого) разрешения вопроса не может быть ничего. Политика, кем бы она не осуществлялась - она должна осуществляться в соответствии с законами, требованиями права.
    2. Переосмысление устаревших представлений о государстве как организаторе (прорабе) производст­ва, экономического развития. В условиях формирования рыночной экономики государство должно от прямого управления экономикой перейти к созданию условий для оптимальной деятельности пред­принимателей, землевладельцев. Ориентация государственно-правового механизма на оптимальное обеспечение рыночной эко­номики.
    3. Проведение научно-исследовательской работы по направлениям реформиро­вания существующей правовой системы, прежде всего - дальнейшего совершенствования Конституции и законов Рос­сийской Федерации. Соответствие целей и средств, связанных с развитием обще­ства, Конституции.
    4. Создание условий в современной Российской Федерации для обеспечения верховенства в обществе заранее принятых легитимных законов как основной цели проводимой правовой реформы.
    5. Выработка и внедрение в практику государственно-правового строи­тельства единых представлений о государстве и праве, о власти и о ее законах.
    6. Разработка научно обоснованной концепции правотворческой дея­тельности. Основными элементами такой концепции должны являть­ся: определение предмета и пределов законотворческой и иной нор­мативной деятельности; требование тщательной юридической, эко­номической, финансовой и иной взаимоувязки подготавливаемых за­конопроектов; независимая правовая (технико-юридическая, между­народно-правовая криминологическая и иная) экспертиза законопроектов; объективная экономическая, экологическая, социально-демографическая экспертиза; формирование широкодоступного федерального банка правовой информации; непрерывная кодификация и унификация российского права.
    7. Разработка проблемы институционализации судебной вла­сти, кардинального преобразования института прокуратуры, создание новой концепции о следствии.
    8. Формирование современной концепции юридического обра­зования (совместно с коллективами ведущих юридических учебных заведений, крупных правовых научно-исследовательских центров, государственных органов при широком участии юристов-практиков).

Помимо этого теория государства и права должна:

2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1