Основные права, свободы и обязанности личности: понятие, принципы и классификация

Печать

Основные права, свободы и обязанности личности: понятие, принципы

Учение о свободе, составляющее фундамент прав и свобод че­ловека и гражданина, постоянно развивается философами, поли­тологами и юристами, пытающимися найти разумный баланс ме­жду свободой и социальной справедливостью, свободой и госу­дарственным регулированием.

При всей своей многогранности и сложной детерминирован­ности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных принципах:

    1. все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуж­дать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав — главное назначение государства;
    2. свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех — основа свободы;
    3. границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антаго­нисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;
    4. часть дозволенного определяется через права человека. За­крепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один перечень прав не исчер­пывает содержания свободы;
    5. ограничение прав возможно исключительно с целью способ­ствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Разумеется, это самые общие философские постулаты и при­том имеющие прямое значение только для конституционно-пра­вовой концепции. У этого учения есть и другие аспекты, как, на­пример, связь свободы с моралью и политической культурой, без учета которых свобода вырождается в циничную вседозволен­ность или разрушительную анархию. Но это уже не сфера кон­ституционного права.

Основные постулаты учения о свободе легли в основу новой российской Конституции, а некоторые из них прямо ею закреп­ляются. Так, в ч. 2 ст. 17 устанавливается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рож­дения, а в ч. 3 — что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Та­кой подход способствует глобальной унификации прав и свобод, обеспечивает соответствие российских институтов по правам и свободам общечеловеческим ценностям.

Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и не­разрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возмож­ностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Кон­ституции выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституци­онно-правовых норм. Иное дело свобода как субъективная воз­можность совершать или не совершать какие-то действия (на­пример, свобода совести, свобода слова и др.). В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъектив­ное право», а различие объясняется только тем, что такая юриди­ческая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) яв­ляется юридической формой реализации свободы народа и от­дельного человека в общем, философском смысле этого слова.

Природа конституционных прав и свобод

В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли сво­его постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам), он остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, граж­данином которого он является, а также государства, в котором оннаходится. Состояние свободы не даруется какой-либо публич­ной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.

Подобно тому, как человек рождается на свет с головой, рука­ми, ногами, разумом и сердцем, так он рождается и свободным. Это акт природы, а при религиозном подходе — Творца. Сово­купность основных, т. е. неотчуждаемых, прав это и есть естест­венное право.

Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направления и формы использования свобо­ды. Эти права тоже носят естественно-правовой характер, а пото­му неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается. Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для под­держания условий реализации свободы. Государство через зако­ны закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т. е. обретают границы дозволенного. Закреп­ление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладет конституция.

Конституционные права и свободы — это не все права и сво­боды, которыми обладает человек, а только основные, или фунда­ментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В Конститу­ции РФ (ч. 1 ст. 55) по этому поводу говорится: «Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других обще­признанных прав и свобод человека и гражданина». Данную формули­ровку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национальной системы права.

Следовательно, под конституционными правами и свободами по­нимаются наиболее важные права и свободы человека и граждани­на, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

Конституционные права и свободы являются главным эле­ментом конституционных правоотношений. Эти правоотноше­ния возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основ­ные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гра­жданина). Он вправе не просить, а требовать защиты прав, кото­рые государство признало естественными и неотъемлемыми. Правоотношения по поводу основных прав и свобод отличаются от правоотношений по поводу других прав особым механизмом защиты и силой прямого действия конституции.

В то же время конституция связывает основные права и сво­боды с обязанностями человека и гражданина. Совокупность ос­новных прав, свобод и обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т. е. сочетание возможного и должного в поведении ка­ждого человека. Этот правовой статус является основой общей правоспособности человека, т. е. открывает ему возможность для любых законных действий.

Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:

    1. конституционно-судебный механизм (конституционные су­ды);
    2. судебная защита (суды общей юрисдикции и арбитражные суды);
    3. административные действия органов исполнительной вла­сти;
    4. законная самозащита человеком своих прав;
    5. международно-правовой механизм.

Классификация прав и свобод человека

Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы:

    1. личные;
    2. политические;
    3. экономические, социальные и культурные.

Эта классификация помогает уяснению относитель­ной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, но в из­ложении заметна сгруппированность прав по указанным основа­ниям. Данная классификация в достаточной мере условна, по­скольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесе­ны к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим пра­вам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1