Структура философского знания

Печать

Философия является теоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой от­дельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

По вопросу структуры философского знания нет единой точки зрения.

Традиционно принято разграничивать философское знание на следующие области:

    1. онтология (учение о бытии), которое включает учения:
      • о сущности бытия (метафизика);
      • о фор­мах бытия (материя, движение, пространство, время);
      • о способах бытия (природное, социальное, материальное, духовное, бытие человека, общества).
    2. гносеология (учение о познании бытия: о начале познания, его ступенях, уровнях, детерминантах, объекте и субъекте познания; центральная проблема – проблема истины);
    3. социальная философия (философское учение об обще­стве):
      • философия экономики, политики, культуры, истории;
      • философская ан­тропология.

Замечание

Подобная теоретическая схема – «иде­альный тип», некий усредненный инвариант. В реальном же существова­нии множества философских школ и направлений этот инвариант посто­янно деформируется, например:

  • философия М. Хайдеггера – это по пре­имуществу онтология, гносеологические проблемы здесь носят явно под­чиненный характер;
  • феноменология Э. Гуссерля сводится к вопросам гно­сеологии, а проблемы самого бытия «выносятся за скобки» познаватель­ного процесса;
  • постпозитивисты (И. Лакатос, П. Фейерабенд, Т. Кун) сво­дят всю философию даже не к гносеологии, а к эпистемологии – учению о научном познании. Более того, в эпистемологии постпозитивистов прак­тически отсутствует главная, центральная гносеологическая проблема – проблема истины.

Кроме того, основной вопрос онтологии – что есть бытие – понимается различными философами ради­кально противоположным образом: в марксистской философии бытие ин­терпретируется в качестве движущейся в пространстве и времени мате­рии, в фундаментальной онтологии Хайдеггера бытие рассматривается как «Dasein» – бытие субъекта здесь и теперь.

Но место истины указать даже в этом многообразии можно: она, как отмечал известный отечественный философ А. Ф. Лосев, всегда где-то между высказываемыми позициями. Правда, каждый философ субъектив­но убежден (и это тоже нормально), что истина – в его собственной кон­цепции, поскольку без такой убежденности заниматься философией бес­смысленно.

В структуру философского знания входит и специализированное знание:

    1. философские проблемы естествознания, гуманитарных и социаль­ных наук, социального познания;
    2. этика (философское учение о морали);
    3. эстетика (учение о пре­красном, об эстетических свойствах реальности);
    4. философия религии и атеизма.

В связи с тем, что предмет и объект изучения философии постоянно изменяется (они одновременно и сужаются, и расширяются), в постоянном движении находится и структура философии.

Тенденция к сужению предмета философии привела к выделению из структуры философии в качестве нефилософских дис­циплин, например, формальной логики и психологии.

Расширение предмета фило­софии приводит к обнаружению всё новых граней, сторон реально­сти, требующих философского осмысления. Так появились:

3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1