Сознание, самосознание, личность (человек разумный)

Печать

Сознание

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.

Сознание - ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Единая проблема всех философских направлений:

Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.

Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотики, кибернетики, информатики. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения научно-технического прогресса и природы, проблемы воспитания, общения людей и т.д., все проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с исследованием сознания.

Важнейшим философским вопросом всегда был и остаются вопросы:

Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм. В контексте человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом. Разрабатываемые сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности, но их осуществление обнажает новые "незапрограммированные" слои реальности, открывает новую фактуру бытия, которая выходит за пределы исходных установок сознания. В этом смысле бытие человека постоянно выходит за пределы сознания как идеального плана, программы действия, оказывается богаче содержания исходных представлений сознания. Вместе с тем это расширение "бытийного горизонта" осуществляется в деятельности, стимулируемой и направляемой сознанием.

Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ типов отношения живых существ к среде, в рамках которых в качестве их "обслуживающих механизмов" возникают соответствующие регуляторы поведения. Развитие последних предполагает формирование телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания - нервной системы и ее наиболее высокоорганизованного отдела - головного мозга. Однако определяющим фактором в развитии этих телесных органов является та реальная жизненная функция, на которую работают эти органы. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.

Если учитывать эту предпосылку, то сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике.

Сознание – способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы воспроизводства накопленного человечеством опыта. Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с развитием языка как материального воплощения норм сознания.

Формы сознания:

  1. индивидуальная (личная);
  2. общественная.

Общественное сознание – отражение общественного бытия; формы общественного сознания – наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика и т. д.

Самосознание

С сознанием в широком смысле слова, конечно, следует связывать и представление о самосознании.

Самосознание - существенный момент сознания, выражающий актуальную данность сознания субъекту, образ себя и отношение к себе. Самосознание включает понимание и оценку человеком своего знания, морального облика и интересов, мотивов поведения и идеалов, целостную оценку самого себя как чувствующего, мыслящего и деятельного суще­ства.

Гражданское самосознание (для сравнения)

Гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) - это осознание гражданами РФ их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества.

См. Указ Президента РФ от 06.12.2018 N 703 "О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666"

Главные функции самосознания (по М. Л. Ткачевой):

  1. познание себя;
  2. совершенствование себя;
  3. поиск смысла жизни как итог поисков смысла реальной деятельности.

Самосознание нельзя оторвать от социального окружения человека, его образа жизни и деятельности, требующих от него самоконтроля своих действий, принятие на себя ответ­ственности за них. В таком случае самосознание по самому глубинному признаку имеет изначально общественный характер.

При более конкретном анализе самосознания оказывается, что у уче­ных и философов нет единодушия в его объяснении.

Подходы к проблеме самосознания (в зависимости от времени появления самосознания в личностном бытии человека):

  1. Самосознание в его простейшей форме состоит в неясном чувство­вании собственного существования. Следовательно, простейшее самосо­знание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетли­вым представлениям предметов (В.М. Бехтерев - русский исследователь высшей нервной деятельности, основатель школы рефлексологии).
  2. Сознание и самосознание возникают одновременно, хотя и не сразу, от рождения, а по мере овладе­ния собственным телом, в процессе превращения обычных действий в произвольные (те, которые совершаются благодаря волевым усилиям лич­ности).  К ощущениям, вызванным внешними предметами, всегда примешиваются ощущения от собственной активности организма (И. М. Сеченов - создатель русской физиологи­ческой школы).
  3. Самосо­знание – это этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, и изменениями в отношениях с окружающими. Этот этап соответствует возрасту в два-три года, когда ребенок овладевает речью и предпринимает попытки самостоятельно действовать (советские психологи Л.С. Выготский и С. Л. Рубинштейн).
  4. Зарождение самосознания как процесс субъективного отделения от матери: дискомфорт, вызванный естественными телесными состояниями и отправлениями (голод, холод и т. д.), уменьшается у ребен­ка с появлением матери. Как следствие, он начинает выделять в мире мать, а себя отделять от нее (редставители психоаналитического подхода - З. Фрейд и его после­дователи).

Подробнее

Нет смысла критиковать эти подходы, ибо в каждом из них исследу­ется один или несколько реально существующих отношений и психиче­ских процессов. Вероятно, более целесообразно выделить этапы станов­ления самосознания и проследить последовательность их развития.

Все события, происходящие в видимой и внутренней жизни индиви­да, предполагают дифференциацию (отделение) человека от социального окружения (в первую очередь – семейного) и идентификацию (отождеств­ление, уподобление наиболее значимым личностям из этого окружения как образцам поведения, мышления и переживания). Идентификация и дифференциация выступают как взаимно противоположные тенденции, образующие внутренне противоречивое единство в формировании само­сознания индивида.

Если трактовать процесс развития самопознания как самовыделение субъекта из среды, то первым его этапом следует считать отделение обра­за предметов от образа собственного тела, его двигательной активности, положения тела в пространстве, ощущения внутренних органов. Анало­гично этому и человеческий индивид формирует образ самого себя. Ко­ренное отличие этого процесса заключается в его социальной, а не биоло­гической природе: человек действует, неизбежно познавая себя так же, как он познает свое окружение.

Но и само действование становится возможным лишь постольку, по­скольку у индивида формируется соразмерное его общественному суще­ствованию представление о себе самом. Такое представление включает в себя, во-первых, приобретение субъектом способности представлять свою внешность так, как ее видят другие, во-вторых, способность оценивать се­бя по образцам (меркам) других людей. В обоих случаях используют вы­ражение «принятие точки зрения другого на себя». Смысл его заключает­ся в том, что с самого момента рождения человек становится объектом отношений другого человека, прежде всего родителей. Отношение к ребенку предшествует его самоотношению, сознание его другими предшествует его самосознанию. В таком случае самосознание – это преобразованная и перенесенная во внутренний мир человека точка зрения на него как на субъект. Преобразованная точка зрения других является для человека «обобщенным, генерализованным другим», воплощением усвоенных че­ловеком социальных норм. Переход социальных норм во внутренний мир личности происходит в процессе общения и совместной деятельности с другими людьми, а самосознание человека выступает как присвоенное, перенесенное во внутренний мир человека сознавание его другими.

Первая ступень принятия точки зрения другого – это приобретение способности узнавать себя в зеркале. Известно, что это происходит не сра­зу, а в определенном возрасте, и момент такого узнавания можно истолко­вать как свидетельство зарождения самосознания. Узнать себя в зеркале значит выработать способность отождествить свою внешность, видимую другими, с самим собой; такое узнавание предполагает усвоение иной точки зрения, внешней по отношению к субъекту. У взрослых эта способ­ность становится автоматической. Например, если предложить человеку поместить на лоб изображение буквы «Е», то без предварительных ин­струкций он расположит ее так, чтобы воображаемый наблюдатель, стоя­щий к нему лицом, смог ее правильно прочесть. В то же время представ­ление человека о самом себе не совпадает полностью с точкой зрения дру­гих и с объективными свойствами его тела. Так, эксперименты с зеркалом, в котором можно «расширять» или «сужать» изображение, показали, что самокорректировка фигуры почти никогда не совпадает с «правильным», неискаженным отражением, а оказывается зависимой от самооценки чело­века, степени его самоуважения и других социальных факторов.

Еще один аспект принятия точки зрения другого относится к воз­никновению способности оценить себя, сформировать отношение к себе, опираясь на отношение родителей как социальной группы, в которой осуществляется первичная социализация. Были выделены типы отноше­ний родители-дети («любовь-враждебность», «самостоятельность-контроль»); разные формы реакций ребенка на родительское поведение («дополнительные» – проявление инициативы в ответ на предоставление самостоятельности, «защитные» – любовь в ответ на враждебность); зави­симость «взрослого» поведения от детского опыта общения с родителями. Таким образом, по содержанию усвоенного первичного социального опы­та можно вычленить: ценности, нормы как стандарты поведения и нормы-образцы, «шкалу» оценок и самооценок; образ самого себя как носителя определенных способностей и качеств; отношение к себе, эмоциональную и интеллектуальную оценку себя; чужую самооценку; интроекцию (пере­несение вовнутрь) способа регуляции поведения человека родителями и другими взрослыми.

Очень важным моментом становления самосознания является эмоци­ональная составляющая смысла «я». Эмоции представляют собою пережи­вания, в которых отражается собственное отношение личности к тому, что она знает, понимает, «открывает» относительно себя, т. е. разнообразные ее самоотношения. Эмоция выступает как способ прояснения и установления ценности человека для самого себя. Эмоциональная составляющая «я» включает многообразные и неодномерные процессы, затрагивающие важ­нейшие для человека типы его отношений с окружающими. Точно так же, как и другие элементы самосознания, они развиваются в процессе общения и благодаря ему; развитие чувств тоже проходит путь от интер-(межличностной) к интрапсихической (внутриличностной) функции. Сна­чала ребенок воспринимает чувства других людей (в первую очередь близ­ких родных), а в общении усваивает и саму структуру чувства.

Эта первичность межчеловеческих отношений в формировании эмо­ционального компонента самосознания позволяет исследовать эмоцио­нально-ценностный компонент самосознания по эмоциональному отно­шению человека к другому человеку. Известное «золотое правило» мора­ли («поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к те­бе») может и должно быть перевернуто: по отношению к себе ты поступа­ешь так же, как ведешь себя по отношению к другим. С другой стороны, отношение человека к самому себе опосредовано отношением к человеку другого человека и построено по принципам оппозиций симпатии-антипатии, уважения-неуважения, близости-отдаленности. Таким образом, самосознание трехголосо: оно предполагает переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого.

С точки зрения эффективности усвоения личностью социальных форм деятельности и социальных смыслов интересным представляется та­кой аспект самосознания, как интериоризация («овнутрение») элементов социальной структуры, завершающаяся формированием «я-образца», ин­тегральной самохарактеристики личности, содержащей наиболее предпо­чтительные, идеальные черты характера, физического и эмоционального облика. Этот процесс тоже лежит между полюсами идентификации и дифференциации. Суть его заключается не только в принятии определен­ных социально-ролевых обязанностей в качестве «подходящих» для ха­рактеристики человека, но и в нахождении внутри самой личности потен­ций и стимулов для успешного осуществления социальной деятельности, предписываемой этими ролями, а также в самоодобрении избранной стра­тегии поведения и деятельности.

В реальном бытии самосознание представляет собой чрезвычайно сложную структуру, отдельные элементы и системы которой находятся не столько в состоянии гармонии, сколько в конфликте и противоречиях, ко­торые обозначаются как «множественность смыслов «я», «конфликтность смыслов «я», «конфликтность внутриличностного диалога». Порождаю­щей причиной этих конфликтов является множественность объективно противоречащих друг другу форм деятельности, в которые включен инди­вид. 

Выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, образуют разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Самосознание — динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах:

  1. самочувствие – элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей;
  2. осознание себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе;
  3. возникновение сознания Я как совершенно особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.

Личность

Слово "личность" (от лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре (ср. русское "личина"). Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). Превратившись в термин, в общее выражение, слово "личность" существенно изменило свой смысл и даже стало выражать нечто обратное тому, что разумели под ним в древности. Личность - это человек, который не играет выбранную им роль, ни в каком смысле не является "лицедеем".

Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

Определяющими факторами развития личности являются не ее природные качества, а качества социально значимые. Для личности характерны:

Личность – это индивид, который осознает себя субъектом общественной жизни, осознает свое собственное Я.

Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности акцентирует в ней сознательно-волевое начало. Индивид тем больше заслуживает права называться личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки.

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественного взаимопризнания, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот - вынужденное и формальное) ее исполнение.

Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он позволяет себе вменить.

Личностное бытие - это непрекращающееся усилие. Его нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от беспощадного анализа внутренних мотивов.

3.5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1