Категория «понятие»

Печать

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов.

Понятие является исходной, самой простой формой мышления, которая отражает предметы в их существенных признаках.

Подробнее о признаках (общих, существенных, несущественных

Признаком называют все то, в чем предметы могут быть сходны между собой, или чем они друг от друга отличаются.

Например, птица летает, и муха летает, способность летать – это тот признак, относительно которого птица и муха похожи, и по этому признаку они отличаются от кошки, которая летать не может.

Общий признак присущ классу однородных предметов. Если какие-то предметы сходны в отношении некоторого признака, то их можно объединить в группу предметов, отличающуюся от других групп на том основании, что входящие в него предметы обладают данным признаком. Например, снег бел, чистый лист бумаги бел, соль бела. Можно объединить все эти вещи в класс «белых предметов», всем элементам которого присущ один общий признак – «быть белым». Большинство признаков являются общими, но встречаются и единичные признаки.

Единичный признак соответствует единственному предмету. Например: «быть столицей России», «быть сегодняшним президентом России».

Существенный признак - такой, лишившись которого предмет перестанет существовать как этот предмет, станет другим предметом. Например, какими признаками должен обладать предмет, чтобы его на звали стулом? – Ножки (ножка), сиденье, спинка. Не будет спинки, будет стул? Нет, будет другой предмет – табурет.

Несущественный признак может приобретаться или теряться предметом, но это никак не повлияет на его существование в качестве данного предмета. Например, для того, чтобы предмет назвали деревом, необязательно наличие листвы. Лишившись листвы зимой, деревья отнюдь не перестают быть деревьями.

Различие между существенными и несущественными признаками не является строгим:

  • то, что в одном отношении кажется существенным, в других отношениях может оказаться несущественным, и наоборот.

Например, существенными признаками, отличающими человека от животного, является разум. Цвет кожи, глаз, волос, наличие или отсутствие татуировок, шрамов и т.д. не являются существенными признаками в этом отношении. Но если речь идет о человеке, подозреваемом в совершении преступления, то эти признаки станут существенными для его идентификации. Поэтому существенность или несущественность признаков зависит от целей познания, изучения.

Понятия в языке выражаются

    1. отдельными словами (баскетболист, учебник) или
    2. группой слов, т.е. словосочетаниями (столичный город; международное право; царь Борис Годунов; теплое, спокойное море и др.).

Логическая структура понятия

Логическую структуру понятия составляют его

Объем понятия - это совокупность (класс) предметов, которая мыслится в данном понятии.

Содержание понятия - это совокупность существенных признаков предметов, входящих в объем понятия.

Объём понятия означает ту совокупность предметов, к которым должно прилагаться данное понятие, а содержание обозначает те признаки, которые приписываются тому или другому понятию.

Пример

Например, в объем понятия «дерево» войдут все существующие деревья - дубы, березы, сосны, кедры, пальмы и т. д.; содержанием же этого понятия будут общие признаки деревьев - быть растением, иметь ствол, крону, корневую систему.

Содержание и объем - понятия взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема, и наоборот.

Пример

Например, возьмем два понятия: «человек» и «студент». Содержание второго понятия богаче, поскольку к признакам человека вообще здесь еще добавляются признаки, характеризующие студента, однако по объему оно гораздо меньше первого понятия (лишь часть людей - студенты).

Виды понятий

1. По объему (по количеству):

    • общие, в объем которых входит несколько (два и более) предметов («студент», «дом», «книга» и т. п.);
    • единичные, в объем которых входит один-единственный предмет («декан нашего факультета», «столица России», «Луна» и т. п.). Единичные понятия выражаются в языке именами собственными или эквивалентными им выражениями либо отражают предметы в их индивидуальных признаках. Например, «ручка, которую я держу в руке»;
    • пустые (нулевые), в объем которых не входит ни одного реально существующего предмета («жареный лед», «русалка», «женатый холостяк»; «круглый квадрат», «вечный студент» и т. п.).

2. По содержанию (по качеству):

а) Конкретные и абстрактные.

Конкретные понятия - содержание которых говорит о том, что в их объем входят некоторые объекты, предметы, явления, самостоятельно существующие сущности.

Например, «человек», «учебник», «наука» - объемы этих понятий включают в себя людей, учебные книги, науки.

При этом в логике предметом называют не то, что можно увидеть, потрогать, а то, что может стать предметом мысли. Например, «душа», «бог». Я могу сказать: «Душа болит, на душе кошки скребут». Я могу думать о боге. Поэтому понятия «душа», «бог» - конкретные понятия.

Абстрактные понятия отражают свойства предметов, качества или отношения между ними.

Свойства и отношения не существуют сами по себе, автономно и независимо, они всегда «привязаны» к каким-то объектам. Например, понятие «синева» или понятие «честность». И синева, и честность сами по себе не существуют, существуют синие предметы и честные люди. Но мы можем оторвать от предмета некоторое свойство и образовать о нем понятие – такие понятия и называют абстрактными. К абстрактным относятся и такие понятия, как «дружба» и «любовь». Они отражают отношения между людьми, поэтому без людей и их отношений не может быть ни любви, ни дружбы.

Абстрактные понятия, в отличие от конкретных, не имеют множественного числа. Это только у Булгакова есть осетрина «второй свежести».

б) Соотносительные и безотносительные.

Соотносительными называют такие понятия, содержание одного из которых предполагает существование другого. Другими словами, соотносительных понятий всегда два, они существуют только в паре. Нет смысла в первом понятии, если нет второго, и наоборот. Например, нет смысла в понятии «верх», если нет понятия «низ». Поэтому, если понятие соотносительное, мы, обычно, надолго не задумываемся, оно приходит на ум сразу: начальник – подчиненный, истец – ответчик, копия – оригинал, причина – следствие, жена – муж и т. д. Содержания этих понятий определяют ся отношением друг к другу.

Безотносительные понятия не содержат ссылки на другие понятия и могут существовать самостоятельно, сами по себе, например, «принтер», «ученый», «наука».

в) Положительные и отрицательные.

Положительные понятия отражают свойства, присущие предметам, например, «высокий», «законный», «нравственный».

Отрицательные понятия отражают свойства, отсутствующие у предмета, например, «неграмотный», «бескорыстный», «аморальный».

Если понятие «моральный» отражает свойство человека сообразовывать свое поведение в соответствии с нормами морали, то понятие «аморальный» говорит о том, что у объектов, входящих в его объем, данное свойство отсутствует.

Следует, правда, обратить внимание на то, что иногда слова, включающие в себя отрицательные частицы не или без (бес), выражают положительные понятия, то есть отражают некоторые присущие предметам свойства: «ненависть», «неряха», «беспечный» и т. п. В таких понятиях отрицательная частица срослась со словом, поэтому слово без нее не употребляется. Так, ранее существовало слово «архия», означающее «власть». Сегодня это слово является устаревшим, не употребляемым, а поэтому слово «анархия» является положительным, хотя и означает отсутствие власти. Но в этом случае, можно говорить о том, что, хотя и отрицательный, но признак у понятия присутствует.

г) Собирательные и несобирательные.

В собирательных понятиях некоторое множество, состоящее из однородных предметов, мыслится как единое целое. Другими словами, собирательное понятие отражает совокупность однородных предметов. Например, «стадо», «флот», «лес», «созвездие» и т. п. Эта целостность проявляется в том, что многие свойства совокупности предметов принадлежат ей как целому, но не принадлежат составляющим ее предметам. Можно сказать, например: «В лесу легко заблудиться» или «Данное созвездие похоже на медведицу», но этого нельзя сказать об отдельном дереве или звезде. Совокупность предметов часто приобретает свойства, которых лишены входящие в нее предметы.

Несобирательными называют понятия, которые не предполагают никакой совокупности.

Деление понятий на положительные и отрицательные, соотносительные и безотносительные не является жестким. В зависимости от того, как мы формулируем содержание, может меняться и наша оценка понятия.

Так, например, понятие «высота» является абстрактным понятием, если иметь в виду, например, высоту дома. Но это же понятие станет конкретным в следующем контексте: «Отстоять высоту. Взять высоту». И здесь уже понятие высота имеет множественное число – «высоты».

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1