Охрана Конституции РФ

Печать

Прочность конституционного строя в решающей степени за­висит от соблюдения конституции и прямо пропорциональна за­конопослушности граждан. Однако в любом обществе есть люди и организации, цели и деятельность которых представляют угро­зу для конституции. Угроза также исходит от превышения полно­мочий или злоупотреблений со стороны должностных лиц и ор­ганов государства — главы государства, парламента, правительст­ва. Нарушения конституции опасны тем, что разрушают фундамент государственности и веру людей в незыблемость кон­ституционных порядков. А это порождает смуту и хаос, опас­ность государственных переворотов, ущемления прав человека.

Демократическое государство поэтому обязано обеспечивать соблюдение конституции и охранять ее от любых нарушений. Наиболее грубые и опасные нарушения наказываются в уголов­ном порядке. Практически в любой стране предусматриваются такие составы преступления, как:

Однако высшие гарантии безопасности конституции заложе­ны в самом ее тексте. В Конституции РФ говорится: «Органы го­сударственной власти, органы местного самоуправления, долж­ностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы» (ч. 2 ст. 15). Обязанность здесь закреплена в самой общей форме, скорее как общий принцип всей государственности, без установления ответ­ственности за ее невыполнение. Но именно с этого начинаетсяустановление режима конституционной законности и всего пра­вопорядка. Государство и граждане как бы договариваются стро­ить отношения между собой на основе Конституции, принимая на себя определенные обязанности, и прежде всего соблюдать Конституцию.

Целям охраны Конституции служит положение ч. 5 ст. 13: «Запрещается создание и деятельность общественных объедине­ний, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя...» Тем самым гаран­тируется деятельность только тех объединений, которые призна­ют конституционные порядки.

Конкретные требования соблюдать конституцию, обращенные к отдельным гражданам, могут показаться не столь значительны­ми. В Конституции РФ, например, отдельно установлены всего три основные конституционные обязанности граждан (платить налоги, охранять природу, защищать Отечество — ст. 57-59), в то время как она закрепляет десятки прав и свобод граждан.

Вряд ли можно предположить, что простые граждане в со­стоянии каким-либо образом, кроме как через участие в выборах, обеспечивать соблюдение конституционных норм, касающихся механизма власти. Но требования к гражданам соблюдать кон­ституцию все же не сводятся к их конституционным обязанно­стям, а имеют более широкое конкретное содержание, которое вытекает из общего смысла, роли и функций конституции.

От каждого гражданина требуется:

Эти минимальные требования законопослушания носят пассивный характер, ибо предполагают только воздержание от тех или иных действий против конститу­ции.

Но Конституция РФ предусматривает и активные формы ее охраны гражданами. Так, ч. 2 ст. 46 устанавливает, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и долж­ностных лиц могут быть обжалованы в суд. Помимо этого кон­ституционного права Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» (в редакции от 5 апреля 2005 г.) регламентируется право граждан обращаться с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ. Следовательно, не только должност­ные лица, органы государства и общественные объединения на­деляются правами по охране Конституции, но и граждане. В этом состоит важная новелла конституционной правосубъект­ности личности.

Но главная ответственность за соблюдение и охрану конститу­ции падает все же на должностных лиц государства. В России — прежде всего на Президента, который согласно Конституции яв­ляется ее гарантом (ч. 2 ст. 80). При вступлении в должность он приносит народу присягу, в которой клянется «соблюдать и за­щищать Конституцию РФ» (ч. 1 ст. 82). Эти нормы страдают некоторой неопределенностью и вряд ли могут при всех условиях исключить политический субъективизм Пре­зидента в понимании угрозы для Конституции; неясным остается и содержание мер, которые входят в понятие «гарант». Но тем не менее такие обязанности на Президента возложены и им добро­вольно приняты, что заставляет признать за ним право и обязан­ность самостоятельно принимать решения и действовать в соот­ветствующих обстоятельствах.

Конституция не возлагает специальных обязанностей по ее охране на Федеральное Собрание, Правительство, Верховный и Высший Арбитражный суды.

Конституция предусматривает назначение Государственной Думой Уполномоченного по правам человека, который является своеобразным аналогом омбудсмена в ряде государств. Федераль­ный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. определяет его полномочия и порядок работы. По замыслу создателей Кон­ституции он призван стоять на страже прав и свобод человека, содействовать претворению в жизнь конституционных гарантий.

Особую роль в охране конституции и обеспечении ее соблю­дения играет конституционный суд. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ всех норматив­ных актов государства (законов, конституций республик и др.), разрешает споры о компетенции, дает толкование Конститу­ции РФ, осуществляет ряд иных полномочий, призванных обес­печить неуклонное соблюдение Конституции. Особенно важно то, что Конституционный Суд по жалобам на нарушение консти­туционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего при­менению в конкретном деле. Такое право предоставляет Консти­туционному Суду широкие возможности способствовать поддер­жанию и укреплению конституционного строя в России.

Нормы, устанавливающие обязанности определенных органов государственной власти по охране и соблюдению Конституции, содержатся практически во всех республиканских конституциях и уставах других субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ о защите Конституции РФ

Конституционный Суд РФ в постановлении от 4 апреля 2002 г. установил: «Необходимость адекватных мер федерального воздейст­вия в целях защиты Конституции РФ, обеспечения ее высшей юри­дической силы, верховенства и прямого действия, а также верховен­ства основанных на ней федеральных законов на всей территории РФ, что требует от органов государственной вла­сти субъектов РФ соблюдения федеральной Конституции и феде­ральных законов, вытекает непосредственно из закрепленных Кон­ституцией РФ основ конституционного строя РФ как демократического федеративного правового государства.

Федеральный законодатель... должен установить такой контроль­ный механизм, который обеспечивал бы эффективное исполнение органами государственной власти субъектов РФ их конституционной обязанности соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы и не допускать принятия противоречащих им законов и иных норма­тивных актов.

...Осуществление РФ принадлежащих ей полномочий по защите Конституции РФ и контролю за ее соблюде­нием, а также за соблюдением федеральных законов не может не предполагать наступления для органов государственной власти субъ­ектов РФ — в случае невыполнения ими указанной конституционной обязанности — негативных правовых последствий, включая при­менение мер федерального воздействия.

...Неподчинение органа государственной власти субъекта РФ ре­шению Федерации, выраженному в судебном решении, обязываю­щем отменить принятый им нормативный акт, противоречащий Конституции РФ и федеральным законам, представляет собой не­признание верховенства Конституции РФ и, по существу, означает присвоение органом государственной власти субъекта РФ не принад­лежащих ему властных полномочий и суверенных прав РФ.

Такие действия органа государственной власти субъекта РФ, по существу, ведут к утрате им своей легитимности, и потому досрочное прекращение его полномочий в предусмотренном рассматриваемым Федеральным законом порядке согласуется с целями защиты Кон­ституции РФ.

Досрочное прекращение полномочий (отрешение от должности) высшего должностного лица субъекта РФ в качестве применяемой в целях защиты Конституции РФ меры федерального воздействия реа­лизуется на основе взаимосвязанных нормативных и правопримени­тельных решений высших федеральных органов государственной власти, а именно федерального парламента, определившего основа­ния применения данной меры; органов судебной власти, правомоч­ных вынести решение о признании нормативного акта, изданного высшим должностным лицом или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, не соответствующим Конститу­ции РФ и федеральным законам; Президента РФ, издающего указ об отрешении названного лица от должности как завершающий акт процедуры в целом».

English

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1