Понятие и общая характеристика договора контрактации

Печать

Понятие договора контрактации

Договор контрактации, являющийся отдельным видом договора купли-продажи, призван регулировать отношения, связанные с за­купками у сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фер­мерских) хозяйств выращиваемой либо производимой ими сельско­хозяйственной продукции.

В соответствии со ст. 535 ГК РФ по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Этот договор — возмездный, консенсуальный, взаимный, двусто­ронний.

Особенности договора контрактации обусловлены:

  • необходимостью учитывать влияние естественных (стихийных) факторов на сам процесс производст­ва сельскохозяйственной продукции, а также его сезонный характер;
  • в отношениях по контрактации продавец (производитель сельскохозяйственной продукции) является слабой стороной, а покупатель (заготовитель) в состоянии диктовать свою волю произ­водителю. 
К отношениям по договору контрактации, не урегулированным спе­циальными правилами об этом договоре, сначала под­лежат применению правила о договоре поставки и толь­ко при отсутствии таковых — общие положения о купле-продаже (п. 2 ст. 535 ГК). Это свидетельствует о значительном сходстве правоотно­шений контрактации и поставки. Но данное обстоятельство не может служить основанием для признания договора контрактации разновид­ностью договора поставки, а не отдельным видом договора купли-про­дажи, как это иногда предлагается в юридической литературе.
 
В качестве продавцапо такому договору выступает производитель сель­скохозяйственной продукции. Таковыми признаются сельскохозяйствен­ные коммерческие организации: хозяйственные общества, товарищест­ва, производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность по вы­ращиванию или производству сельскохозяйственной продукции.

Для договора контрактации не имеет значения правовой статус лица, реализующего сельскохозяйственную продукцию. Главное за­ключается в том, что такое лицо реализует сельскохозяйственную про­дукцию, выращенную или произведенную им в собственном хозяйстве. Поэтому нет законодательных препятствий для того, чтобы относить к договорам контрактации также договор на реализацию гражданами сельскохозяйственной продукции, выращенной или произведенной ими на приусадебных или дачных участках.

В качестве покупателя по договору контрактации выступает заготови­тель, т.е. коммерческая организация либо индивидуальный предпринима­тель, осуществляющие профессиональную предпринимательскую деятель­ность по закупкам сельскохозяйственной продукции для ее последующей продажи либо переработки. К числу заготовителей по договору контракта­ции могут быть отнесены мясоперерабатывающие комбинаты, молокоза­воды, фабрики по переработке шерсти и т.п., а также оптовые торговые ор­ганизации, заготовительные организации потребительской кооперации.

Объектом договора контрактации является сельскохозяйственная продукция, произведенная (выращенная) в хозяйстве ее производите­ля. Речь идет о такой продукции, которая непосредственно выращи­вается (зерно, овощи, фрукты и т.п.) или производится (живой скот, птица, молоко, овечья шерсть и т.п.) в сельскохозяйственном произ­водстве. По договору контрактации не могут реализовываться товары, представляющие собой продукты переработки выращенной (произ­веденной) сельскохозяйственной продукции, например: масло, сыр, консервированные овощи или фруктовые соки. Реализация таких то­варов должна осуществляться по договорам поставки.

Применительно к договору контрактации под реализуемой сельско­хозяйственной продукцией следует понимать как продукцию, которую еще предстоит вырастить (произвести) в будущем, так и продукцию, уже имеющуюся у товаропроизводителя в момент заключения договора кон­трактации. Главное, чтобы реализовывалась именно та сельскохозяйст­венная продукция, которая произведена либо выращена непосредствен­но производителем сельскохозяйственной продукции в его собственном хозяйстве. По этому признаку договор контрактации отличается от до­говора поставки, по которому поставщик реализует покупателю произ­водимые или закупаемые им товары (ст. 506 ГК).

В отношениях по кон­трактации исключается возможность реализации закупаемой произво­дителем сельскохозяйственной продукции, т.е. продукции, которая не была выращена (произведена) в его собственном хозяйстве.

В отношениях по контрактации правовое значение имеют также це­ли приобретения заготовителем сельскохозяйственной продукции (для ее переработки или продажи). Если покупатель приобретает сельско­хозяйственную продукцию для ее потребления или для иных целей, не связанных с ее переработкой или продажей, отношения сторон не могут регулироваться договором контрактации.

 


 

Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных догово­ром контрактации (ст. 537 ГК). Таким образом, условия о количест­ве и ассортименте сельскохозяйственной продукции, подлежащей пе­редаче заготовителю, являются существенными условиями договора контрактации; при их отсутствии в тексте договора он должен при­знаваться незаключенным. Иные обязанности производителя сель­скохозяйственной продукции специальными правилами о договоре контрактации не регулируются, поэтому они должны определяться применительно к обязанностям поставщика по договору поставки то­варов, а также продавца по договору купли-продажи.

Обязанности заготовителя по договору контрактации в основном то­ждественны обязанностям покупателя по договору поставки (за рам­ками специальных правил § 5 гл. 30 ГК). Поскольку в данных право­отношениях слабой стороной, как правило, является производитель сельскохозяйственной продукции, ему предоставлены некоторые до­полнительные права по сравнению с продавцом или поставщиком, а на заготовителя соответственно возлагаются некоторые дополнительные обязанности. Например, в виде диспозитивной нормы ГК установлено, что заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. В дого­воре может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществ­ляющего переработку сельскохозяйственной продукции, по требова­нию производителя возвращать отходы такой переработки с оплатой по цене, определенной договором (п. 1 и 3 ст. 536 ГК).

Производитель сельскохозяйственной продукции в случае неиспол­нения либо ненадлежащего исполнения обязательств несет ответст­венность перед заготовителем лишь при наличии вины. Данное поло­жение является исключением из общего правила, предусмотренного п. 3 ст. 401 ГК.

Что касается заготовителя, то он отвечает по общим правилам как лицо, допустившее нарушение договора при осуществ­лении предпринимательской деятельности. Более того, за просрочку оплаты полученной сельскохозяйственной продукции заготовитель несет ответственность в форме пени в размере 1% от суммы неопла­ченной продукции за каждый день просрочки платежа (см. п. 2 Указа Президента РФ от 22 сентября 1993 г. № 1401 «Об упорядочении расче­тов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары»).


Договором контрактации могут регулироваться отношения по за­купкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд (п. 2 ст. 535 ГК). Указанные правоотношения в настоящее время регулируются Законом о закупках и поставках сельхозпродукции и оформляются договорами на закупку (или постав­ку) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у то­варопроизводителей для государственных нужд. При этом под закуп­кой сельскохозяйственной продукции понимается приобретение го­сударством у товаропроизводителей соответствующей продукции для последующей переработки или реализации потребителям; под постав­кой разумеются договорные отношения между товаропроизводителя­ми (поставщиками) и покупателями (потребителями) готовой для ис­пользования сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Государственные нужды определяются исходя из потребностей Рос­сийской Федерации и ее субъектов в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии. Закупки и поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд осуществляются, в частности, для выполнения федеральных программ развития агропромышленного про­изводства, других экономических и социальных программ, направлен­ных на снабжение населения продовольствием; обеспечения экспорта сельскохозяйственной продукции; формирования государственных ре­зервов сельскохозяйственного сырья и продовольствия и т.д.

Государственные заказчики определяются Правительством РФ, а по региональным государственным нуждам — органами исполнительной власти субъектов РФ. В этом качестве могут выступать как непосред­ственно органы исполнительной власти, так и коммерческие и неком­мерческие организации, в частности специально создаваемые в этих целях продовольственные корпорации.

Исходя из федеральных и региональных потребностей государст­венные заказчики не позже чем за три месяца до начала каждого го­да доводят до товаропроизводителей и поставщиков объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст­вия для государственных нужд. Правительство и органы исполнитель­ной власти субъектов РФ до начала года определяют квоты для това­ропроизводителей-поставщиков на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по гарантированным ценам. До­веденные до товаропроизводителей объемы закупок и квоты являются основанием для заключения конкретных договоров на закупку или поставку сельскохозяйственной продукции.

Договор на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья или продовольствия должен содержать следующие существенные условия:

  • об объеме (количестве) закупаемой продукции;
  • о ее ассортименте;
  • о качестве;
  • о ценах;
  • о сроках закупки;
  • о порядке расчетов.

Особые правила предусмотрены в отношении цены и порядка рас­четов за закупаемую продукцию. Договор считается действующим по тем ценам, которые были определены в нем в момент его заключения, и не может быть в дальнейшем расторгнут по инициативе одной из сто­рон в связи с ее несогласием с установленной ценой. Особенность по­рядка расчетов состоит в том, что, если в договоре не определена фор­ма расчетов за закупаемую сельскохозяйственную продукцию, сторо­ны должны использовать инкассовую форму безналичных расчетов.

Определенным своеобразием отличается и ответственность за не­исполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекаю­щих из договоров на закупку сельскохозяйственной продукции, сы­рья и продовольствия для государственных нужд (ст. 8 Закона о закуп­ках и поставках сельхозпродукции):

  1. на случай нарушения обязательств по поставке или закупке (принятию) сельскохозяйствен­ной продукции предусмотрено, что виновная сторона обязана упла­тить контрагенту неустойку в размере 5-10% от стоимости недопостав­ленной или соответственно непринятой продукции;
  2. несвоевременная оплата закупленной (поставлен­ной) продукции растениеводства влечет обязанность государствен­ного заказчика (покупателя) уплатить товаропроизводителю неус­тойку (пеню) в размере 2% от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оп­латы свыше 30 дней — 3%.

Отказ государственного заказчика от закупки предусмотренной до­говором сельскохозяйственной продукции допускается только при ус­ловии полного возмещения товаропроизводителю (поставщику) убыт­ков, причиненных по вине государственного заказчика.

 

3.625 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1