Процессуальные особенности осуществления защиты избирательных прав в судебном порядке

Печать

См. также Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации | Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г.


Процессуальные особенности осуществления защиты избирательных прав в судебном порядке регулируются гл. 24 КАС РФ.

В настоящее время в судебном порядке защищается как активное, так и пассивное избирательное право, т.е. весь комплекс избирательных прав, предусмотренных действующей избирательной системой России.

Субъекты, которые могут участвовать в делах о защите избирательного права (ст. 239 КАС РФ):

  1. избиратели (граждане);
  2. кандидаты, их доверенные лица;
  3. избирательные объединения, избирательные блоки, доверенные лица избирательных блоков;
  4. иные общественные объединения;
  5. инициативные группы по проведению референдума;
  6. наблюдатели;
  7. избирательные комиссии;
  8. группа членов Совета Федерации и Государственной Думы РФ;
  9. органы государственной власти РФ, субъекты Федерации, местного самоуправления;
  10. прокурор.

Классификация споров

Для определения специфики рассмотрения и разрешения споров о защите избирательных прав проводится их классификация по различным основаниям:

1) в зависимости от характера подлежащего защите избирательного права:

  • споры о защите активного права;
  • споры о защите пассивного права.

2) по субъекту судебной защиты:

  • о защите субъективных прав конкретных участников избирательного процесса (конкретного гражданина, избирательного объединения, блока, наблюдателя и т.д.);
  • о защите неопределенного круга участников избирательного процесса.

3) в зависимости от стадии развития избирательного процесса - споры, возникающие на стадиях:

  • формирования избирательных округов:
  • составления списков избирателей;
  • выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты;
  • проведения предвыборной агитации:
  • проведения голосования и подсчета голосов;
  • закрепления результатов голосования.

Порядок подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав и права на участие в референдуме

Обращения в суд за защитой избирательного права по своей правовой природе являются требованиями о защите права, возникающими из публичных правоотношений. Формой этих требований должно быть заявление в суд со всеми правовыми атрибутами, предусмотренными в КАС РФ для исковых заявлений (ст. 125 КАС РФ) и последствиями нарушения формы заявления (ст. 130 КАС РФ).

Сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательного права

Ст. 240 КАС РФ установлены сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательного права:

  1. о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ - в течение 3 месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах;
  2. об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования - в течение 10 дней со дня принятия решения об итогах голосования;
  3. об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума - в течение 3 месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума;
  4. касающегося решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, - в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения;
  5. об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов - не позднее чем за 8 дней до дня голосования;
  6. о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума может быть подано в суд в следующие сроки:
    • в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца после дня окончания избирательной кампании, кампании референдума - в отношении расформирования комиссии, организующей выборы, референдум;
    • не позднее чем за тридцать дней до дня голосования либо в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца после дня появления оснований для расформирования комиссии - в отношении расформирования иной комиссии;
    • в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за семь дней до дня повторного голосования - в отношении расформирования участковой комиссии в случае проведения повторного голосования.

Сроки, указанные в п. 2-6, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.

При этом предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд.

Подсудность дел о защите избирательного права:

  1. верховный суд республики, краевоой, областноой суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела:
    • об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Госдумы РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
    • об отмене регистрации кандидата в депутаты Госдумы РФ, выдвинутого по одномандатному избирательному округу;
    • об отмене регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);
    • об отмене регистрации кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, об отмене регистрации списка кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;
    • о расформировании избирательных комиссий, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 21  Кодекса;
    • об определении срока назначения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в органы местного самоуправления;
  2. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:
    • об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
    • об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, регистрации федерального списка кандидатов, регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
    • о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;
    • о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Защита избирательных прав, связанных с оспариванием действий (бездействия) участковых избирательных комиссий, органов местного самоуправления, осуществляется районными судами.

Порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав

Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлен ст. 243 КАС РФ.

О принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия (бездействия) избирательной комиссии, комиссии референдума суд информирует вышестоящую избирательную комиссию.

Рассматриваются судом коллегиально в составе трех судей административные дела:

  1. о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума;
  2. об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, результатах референдума Российской Федерации 
О времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает:

Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.

Административное дело об оспаривании избирателем, участником референдума решения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования рассматривается судом с обязательным участием представителя территориальной комиссии, а при проведении муниципальных выборов, референдума - представителя комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы, референдум.

В период избирательной кампании, кампании референдума суд до дня опубликования результатов выборов, референдума не может применять меры предварительной защиты к административному исковому заявлению в виде:

  1. наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия;
  2. приостановления деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;
  3. запрета избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.
При рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации правила упрощенного (письменного) производства по административным делам применению не подлежат.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в лице своего представителя может быть привлечена судом к участию в административном деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации для дачи заключения по этому делу, за исключением случаев участия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в административном деле в качестве административного ответчика или заинтересованного лица.

3.25 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1