Суд в Древних Афинах

Судебные функции принадлежали и народному собранию, и ареопагу, и еще нескольким судебным коллегиям, созданным для отдельных категорий дел:

    1. суд эфетов - неумышленные убийства;
    2. коллегия одиннадцати - разбой, кражу, другие имущественные преступле­ния;
    3. третейский суд и коллегия сорока - гражданские имущественные спо­ры;
    4. народное собра­ние -  особо тяжкие преступления;
    5. архонт-базилевс -  умышленные убийства.

Исторически первым судом был суд базилевса — племенного вождя, имевшего власть над жизнью и имуществом соплеменников. Позднее судебные функции перешли к ареопагу, который об­ладал еще административной властью. В качестве суда он рассле­довал дело, выносил приговор и следил за его исполнением. Сто­роны выступали в процессе после принесения присяги.

В Афинах V-IV в.в. до н.э. высшим судебным органом была гелиэя, которая состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Судебное разбирательство в афинской гелиэе имело две разновидности:

    1. по делам государственной важности;
    2. по делам ча­стным.

Делами государственными (общеполисными) считались такие, которые были связаны с нарушением интересов всей общины или отдельного ее члена, которым был причинен вред вследствие со­вершения противозаконных действий.

Частные дела возникали вследствие нарушения личных интересов.

Законы поощряли самостоятельное ведение дел в суде, поэтому официальных защитников-помощников не существовало.
Форма разбирательства была обвинительная, поэтому обязан­ность доказывания лежала на участниках. Свидетели присягали у жертвенника и давали свои показания устно. Свидетелей-рабов могли допрашивать с применением пыток (подвешивание, вливание в ноздри уксуса, прижигание тела рас­каленным предметом и др.).

Судьи голосовали по внутреннему убеждению. Кроме того, судьи обе­щали не принимать даров лично или через посредство кого бы то ни было. Голосование было тайным, с помощью белых (цельных) и черных (просверленных) камешков.
Недостатком обвинительного процесса (вместо более уравно­вешенного состязательного) было поощрение кляузников. Для раз­ных кляузников и доносчиков, которые в случае победы получа­ли нечто из имущества осужденного, существовало сильное иску­шение начинать такие процессы.

Тот факт, что любой гражданин мог выступить против поста­новления народного собрания (или против одного только предло­жения или рекомендации народному собранию), если оно противо­речит существующим законам и может навредить государству, свидетельствует о своеобразной практике общественного и судеб­ного надзора за законностью.

Другим механизмом судебного надзора за законностью была деятельность специальной комиссии гелиастов — комиссии номофетов (законодателей). Только с одобрения коллегии номофетов законопроект становился законом и вступал в силу. Суд номофетов и суд по обвинению в противозаконности имели сильное влияние на судьбу решений народного собрания и тем самым обес­печивали здоровый консервативный настрой и обеспечивалось ува­жительное отношение к существующим законам, без которых де­мократия превращалась в заурядную охлократию.

Право в Древней Греции, как и в других регионах древне­го мира, тесно увязывалось со справедливостью, но эта справед­ливость соотносилась с демократическим требованием равенства в пользовании политическими правами. Правовые нормы и проце­дуры разрешения спора о правах отыскивались в двух источни­ках:

    1. в обычае (темпе) и законах (номой);
    2. в псефисмах (псефисмы — это постановления народных собраний, относящиеся к отдельным лицам, конкретным случаям и т.д.).

Во всех кодексах точно определялся размер и характер на­казаний, с тем чтобы судья не мог назначить кару по собственному произволу. Еще заметны были уступки пережиткам традиции мщения кровью (кровная месть).

В первом письменном законодательстве Афин в правление Драконта (621 г. до н.э.) не различались преступления тяжкие и легкие (это различение ввел Солон). За любую кражу наказыва­ли смертью, хотя в числе наказаний были штрафы, изгнание, продажа в рабство, бичевание, лишение гражданских прав (атимия).

Уже в законодательстве Драконта есть понимание оправданности убийства в целях самозащиты, и наказание в данном случае предусматривало изгнание либо штраф.

Телесным наказаниям подвергали в основном рабов. Конфискация имущества назначалась дополнительно к смертной казни. В Афинах практиковалось осуждение за измену и обман народа характеристикой "враг Афин". Такого человека любой мог при встрече убить, имущество его конфисковывалось, а десятая часть посвящалась богам. Трупы изменников вывозили за пределы полиса и выбрасывали без захоронения.

Право собственности и обязательства в Древних Афинах

Собственности как аб­солютного права у греков не существовало. Главным считался факт владения, фактического обладания имуществом с правом распоря­жения.

Виды собственности в Древних Афинах:

    1. совместная (государствен­ные имения, рудники, храмовые хозяйства, общественные земли фил и демов);
    2. частная, которая подразделялась на видимую (землю, рабов, дом и т.д.) и невидимую (вещи, которые способны быть припрятанными и усколь­зать от налогообложения - деньги, драгоценности).

Обязательства в Древних Афинах:

    1. вольные (из договоров);
    2. неволь­ные (из причинения вреда).

Заключение договоров происходило без особых формальностей, и только наиболее важные заключались в письменной форме. Исполнение договоров обеспечивалось задатком: поручительством третьих лиц, залогом (до реформ Солона еще и самозакладом).

Практиковались различные виды найма:

    • имущественный (с рабами);
    • недвижимости (дом);
    • личный наем.

Существовала ответственность за дру­гих (детей, рабов).

Брак и семья в Древних Афинах

Безбрачие осуждалось морально, многоженство запрещалось. Брак сопровождался договором жениха с главой се­мьи невесты, платой за невесту, но приданым невеста снабжалась не всегда. Власть отца до Солона была очень большой: он мог про­давать детей в рабство.

Преступления в Древних Афинах

Преступления имели довольно развернутую классификацию. С наибольшей суровостью карались измена, обман народа, оскор­бление богов, кража храмового имущества. Серьезными прегреше­ниями считались также клевета, плохое обращение детей с пре­старелыми родителями, похищение девушки.

Вора-рецидивиста обращали в рабство.

Лишение политических прав означало бесчестье (атимию) и сопровождалось отстранением от участия в народных собраниях и занятия общественных должностей. Доносчики (сикофанты) поощ­рялись при подтверждении политических обвинений частью кон­фискуемого имущества, но при ложном обвинении могли быть преданы суду сами.



0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 23 |   "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2017 года № 21 |   "О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2017 года № 19 |   "О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 16 |   "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 |   "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"