Вначале судебная власть принадлежала царю и народному собранию, затем она перешла к консулам, а позднее эти полномо­чия перешли к преторам — высшим судебным чинам, назначаемым сенатом с 367 г. до н.э.

Судебный процесс в Древнем Риме в республиканский период

В республиканский период многие судебные разбирательства совершались в народном собрании, которое в ка­честве судебного присутствия рассматривало дела, возбужденные высшими должностными лицами:

  • преторами,
  • народными трибу­нами или
  • квесторами.

Такой процесс имел определенный обвинительный характер. Приговор выносился устно большинством голо­сов.

В судебных делах ряд чиновников имели либо один, либо два вида властных полномочий:

    1. только юрисдикцией (правом лично отправлять правосудие) обладали курульные эдилы, ведавшие сравнительно небольшим кругом судебных дел, связанных с нарушениями порядка в народ­ных собраниях, на базарных площадях во время торгов, следив­шие за доброкачественностью предлагаемых товаров и др.
    2. юрисдикцией и империумом (иначе империй - публично-правовое понятие, характеризующее высшую исполнительную власть в римской общине) обладали правители про­винций и преторы. Эдикты первых называли провинциальными, эдикты вто­рых — преторскими.

Все они составляли важный источник пра­вового и социально-управленческого регулирования в римском обществе.

Стадии судебного процесса:

    1. стадия решения о праве;
    2. стадия судебного разбиратель­ства.

Первую стадию контролировал специальный судеб­ный магистрат, которым был претор. Он рассматривал правомерность исковых требований вместе с документами, которые пред­ставлялись по его требованию.

Если собранные документы были достаточными, то претор передавал дело на решение судебной комиссии, состоявшей из нескольких судей (пре­ступления), или одного судьи (частные гражданские дела). Судьями были частные лица, обязанные нести повинность судьи. Их список составлялся городским претором на год. В него входили уважаемые граждане, которые перед судебным разбира­тельством обязывались приносить присягу в том, что они "будут исполнять свои обязанности согласно закону и по справедливости".

Со II в. до н.э. возникла судебная коллегия по делам о вымогательствах и взятках, названная Постоянной комиссией. Членами комиссии были сенаторы. Обвинителем по таким делам мог стать каждый гражданин, получивший для этого разрешение от претора. Судебное разбирательство начиналось с составления списка при­сяжных, который мог уточняться сторонами путем применения права отвода тех или иных кандидатур. Заседание открывалось речью обвинителя, за которой следовала речь обвиняемого и его защитника (патрона). Публичность и устность судоговорения строго соблюдались. Прения сторон сопровождались представлением дока­зательств, свидетельских показаний (рабы давали показания под пыткой) и похвальных отзывов, устных или письменных, от вли­ятельных лиц.

Мнения судей фиксировались на табличке путем записи од­ного из двух решений: "освобождаю" или "осуждаю". Претор под­считывал голоса и объявлял результат голосования. По уголовно­му делу приговор исполнялся немедленно. Осужденный к смертной казни передавался в руки исполнителю приговора (ликтору).

Во времена Законов XII таблиц суд, по свидетельству Цице­рона, имел состязательный характер. Одной из важных гарантий такого варианта разбирательства была традиция истолкования суда как процедуры отыскания справедли­вого решения. Кроме того, су­дебное состязание предполагало некоторую связанность правила­ми, накладываемую на участников их собственным волеизъявлени­ем и предполагающую в некоторых случаях добровольное испол­нение судебного решения.

Весы в руках богини правосудия, как и в руках весодержателя при совершении обряда манципации, — это символ равновозмездности и взаимности в исполнении возникающих в итоге данной процедуры обязательств.

Судебный процесс в Древнем Риме в имперский период

Судебный процесс в Древнем Риме во времена перехода к авторитарному правлению стано­вился опорой диктаторской власти. Цезарь в связи с этим установил высокий имущественный ценз для судей, который фак­тически лишил возможности занимать эти должности не только малоимущий, но и средний класс.

Во времена империи большую роль в делах правосудия стали играть Совет при принцепсе и начальник императорской гвардии.

В число членов суда стал вхо­дить также начальник полиции. Социальная напряженность содей­ствовала появлению ускоренных и упрощенных форм судебного разбирательства. Появляются постоянные уголовные комиссии по делам о взятках и вымогательствах (после 149 г. до н.э.). Учреж­даются экстраординарные суды по делам о заговорах против ус­тоев государственной жизни. Вся организация уголовной репрессии функционирует под началом императора, и подобные авторитар­но-монархические тенденции сводят на нет провозглашенные в IV в. императором Константином принципы равенства граждан перед законом и правосудием.

Защита в судебном процессе в Древнем Риме

По древнему обычаю каждой стороне дозволялось иметь толь­ко одного адвоката, но впоследствии их число можно было уве­личивать. Иногда число адвокатов доходило до 12 с каждой стороны. Во время империи число адво­катов редко допускалось более двух или трех с каждой стороны. Если у обвиняемого не было адвоката, ему назначали защитника сами судьи.

Со временем законоведение стало делом сложным и трудным для усвоения и пользования, что сказалось на вознаграждениях судебного защитника в виде подарков или денег.  Законом трибуна Цинция в 204 г. было вообще запрещено брать вознаграждение за ходатайства по делам, но с ним мало счита­лись, поскольку не было определено наказание за его нарушение, а также в силу того, что, по общему мнению, адвокаты имели право на вознаграждение уже потому только, что посвятили себя специальному изучению юриспруденции. Окончательно денежное вознаграждение было легализовано в тот период, когда адвокатура стала профессией, а сами адвокаты стали объединяться в специальную корпорацию.

Авторитет знатоков права получил признание и со сторо­ны официальной власти. Со временем они не только руководили ведением дел в суде, не только давали советы, но и редактировали формулярные акты. Консультации (ответы) юри­стов имели такую же силу, как и собственные императорские тол­кования, и были обязательными для практикующих судей.

Продолжительность словесных прений со временем менялась. Помпей установил, что обвинитель в уголовном деле не должен говорить больше двух часов, а обвиняемый — больше трех часов.



0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 23 |   "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2017 года № 21 |   "О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2017 года № 19 |   "О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 16 |   "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 |   "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"