В зависимости от правовой регламентации различают формы взаимодействия:

    • процессуальные;
    • непроцессуальные (организационно-тактические).

Процессуальные формы взаимодействия

К процессуальным формам взаимодействия относятся:

    1. оперативно-розыскные мероприятия, выполняемые органами дознания по поручению следователя, помощь в производстве следственных действий;
    2. розыск по поручению следователя лиц и объектов по делам, приостановленным производством;
    3. работа со сведущими лицами;
    4. образование следственно-оперативных групп.

Органу дознания не может быть поручено производство только наиболее значимых процессуальных действий — следователь лично выносит постановление о привлечении в качестве обвиняемого, предъявляет обвинение, допрашивает обвиняемого.

Сотрудники органа дознания помогают следователю готовить и проводить сложные и трудоемкие следственные действия, выполняют те или иные обязанности в ходе этих действий (наблюдают за поведением обыскиваемого, осуществляют связь между участниками следственного эксперимента, опрашивают очевидцев во время осмотра места происшествия и т. п.).

Взаимодействие следователя со сведущими лицами заключается в следующем:

    • привлечение специалистов к участию в следственных действиях;
    • производство судебных экспертиз;
    • назначение и производство ревизий.

Наиболее эффективной формой процессуального взаимодействия следователя с иными участниками служит следственно-оперативная группа, которую характеризуют следующие черты:

    1. проводимые членами СОГ следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия подчинены единым целям;
    2. все действия членов СОГ обязательно согласуются между собой, в частности путем, разработки единого плана;
    3. каждый из участников СОГ, действуя в пределах своей компетенции, сохраняет функциональную самостоятельность;
    4. работа в составе СОГ дает следователю возможность незамедлительно использовать данные, полученные оперативным путем, а оперативными сотрудниками — информацию, полученную в ходе проведения следственных действий.

Непроцессуальные формы взаимодействия

Непроцессуальные формы взаимодействия разнообразнее и относятся к более широкому кругу участников. Самые типичные из них:

1) со сведущими лицами:

    • консультативно-справочная деятельность специалистов (например, консультирование следователя по вопросам, которые целесообразно выяснить при допросе обвиняемого, о возможностях того или иного вида судебной экспертизы, о научной обоснованности примененных экспертом методов исследования объектов и т. п.);
    • выполнение технических поручений следователя: подготовка технико-криминалистических средств, размножение документов и др.;

2) с оперативными сотрудниками:

    • совместное планирование действий следователя по реализации оперативных данных;
    • обсуждение формулировок вопросов лицом, допрашиваемым с использованием оперативной информации, тактики поисковой группы с участием потерпевшего, плана оперативно-тактической комбинации и др.

 



0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 23 |   "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2017 года № 21 |   "О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2017 года № 19 |   "О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 16 |   "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 |   "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"