См. также Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"

Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157800/
© КонсультантПлюс, 1992-2014

Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157800/
© КонсультантПлюс, 1992-2014

Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157800/
© КонсультантПлюс, 1992-2014

Понятие государственной пошлины

Государственная пошлина (cт. 333.16, 333.17 НК РФ) - это фе­деральный сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного само­управления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местно­го самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юриди­чески значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК (кроме действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ), в том числе при обращении в арбитражные и другие суды.

Характерные черты государствен­ной пошлины:

    • обязательный и возмездный характер, так как она выступает в качестве обязательной компенсации за оказание юридическим и физическим лицам конкретных государственных услуг;
    • определенный регулятивный характер, так как она выступает в качестве особого инструмента для  управления спросом и предложением на государственные услуги;
    • фискальный характер, так как она обеспечивает бюджетам оп­ределенный доход от установления монополии государства на отдельные виды услуг;
    • учитывается в составе налоговых доходов бюджетов различных уровней.

Таким образом,

    1. государственная пошлина имеет индивидуально возмездную природу,
    2. ее уплата является одним из оснований для осуществ­ления указанными выше органами и должностными лицами соот­ветствующих юридически значимых действий, в которых нуждаются плательщики пошлины.

Размеры государственной пошлины определяются в зависимости от ее вида:

    • пропорциональная (взыскивается в зависимости от цены иска);
    • простая (ее размер фиксирован в законе);
    • смешанная (исчисляется и взимается как в фиксированном размере, так и от цены иска).

Государственную пошлину уплачивает заявитель до подачи искового заявления, заявления или жалобы. Ее размер самостоятельно исчисляется заявителем. При этом под ценой иска понимается стоимость истребуемого имущества, взыскиваемых денежных средств или иного права, имеющего стоимостное выражение.

По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в  размерах согласно п. 1 ст. 333.21 НК РФ.

Порядок уплаты государственной пошлины

Ст. 333.22 НК РФ устанавливает следующие особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды:

    1. при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
    2. цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска - арбитражным судом; в цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты;
    3. при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный п. 1 ст. 333.18 НК РФ;
    4. при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК РФ;
    5. цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований;
    6. в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, она уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований;
    7. при подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы в размерах, установленных п. 1 ст. 333.21 НК РФ;
    8. при подаче заявлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов при условии, что судебные акты не были обжалованы в кассационной инстанции.

Арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе

    • освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо
    • уменьшить ее размер, а также
    • отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ.

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины, а также льготы по её уплате установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.



5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 5.00 (1 Vote)

Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 23 |   "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2017 года № 21 |   "О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2017 года № 19 |   "О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 16 |   "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 |   "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"