Информационное обеспечение криминологических исследований - целенаправленная деятельность субъектов по собиранию, систематизации, анализу криминологической информации с помощью организационно-технических средств.

Информационное обеспечение криминологических исследований включает совокупность следующих элементов (что? как? с помощью чего? кто?):

  • криминологической информации;
  • целенаправленной деятельности по ее собиранию, систематизации, анализу;
  • организационно-технических средств;
  • субъектов этой деятельности.

Под криминологической информацией понимаются сведения о преступности, ее причинах и явлениях, с ней связанных, о личности преступника и причинах индивидуального преступного поведения, о предупреждении преступлений и факторах, определяющих его параметры.

Объем и содержание требуемой для проведения криминологических исследований информации определяются исходя из задач, стоящих перед исследователями, из их информационных потребностей. К числу таких потребностей относится недостаток криминологической информации:

  1. об объектах профилактического воздействия;
  2. о социальных условиях, влияющих на преступность и профилактическую деятельность;
  3. о субъектах профилактики преступлений и принимаемых ими мерах.

Информация о состоянии объектов профилактического воздействия

Исследование причин совершения преступлений должно начинаться с анализа основного объекта профилактического воздействия - преступности.

В рассматриваемую группу информации, как правило, включаются следующие основные сведения:

  • абсолютное количество зарегистрированных преступлений и лиц, их совершивших, на обслуживаемой территории за определенное время (год, полугодие, квартал, месяц), т.е. ее объем;
  • количество преступлений различных групп и видов (по степени тяжести, форме вины, объекту преступного посягательства и т.д.) в общем количестве преступлений, а также количество лиц различных групп (по возрасту, полу, образованию, роду занятий и т.д.) в общем количестве лиц, совершивших преступления, т.е. данные, характеризующие качественный показатель преступности - ее структуру;
  • количественное соотношение преступлений (преступников) к численности населения, взятого обычно в 10- или 100-тысячных долях, т.е. данные, характеризующие интенсивность (уровень) преступности;
  • данные, характеризующие изменения любых из приведенных показателей преступности во времени (не менее чем за 5 лет, чтобы сгладить случайные колебания показателей преступности), т.е. динамику преступности.

Информация о структуре, уровне и динамике преступности относится к преобразованной информации, в то время как информация об объеме преступности - к исходной.

Наряду с указанными видами информации важное значение для углубленного изучения объекта профилактического воздействия имеет информация о следующих факторах:

  1. количество проживающих на обслуживаемой территории судимых лиц (в том числе прибывших из мест лишения свободы, а также условно осужденных);
  2. количество лиц, подвергшихся мерам индивидуального профилактического воздействия;
  3. количество серьезных административных правонарушений и лиц, подвергнутых административным взысканиям;
  4. количество несовершеннолетних, дела о правонарушениях которых рассмотрены комиссиями по делам несовершеннолетних, и т.д.

Источниками этой информации могут служить данные органов внутренних дел и других субъектов профилактики преступлений.

Значительный практический интерес для информационного обеспечения криминологических исследований и последующей профилактики преступлений и иных правонарушений имеют данные моральной статистики. Отсутствие данных об аморальных явлениях в определенной степени затрудняет получение достаточно полной и объективной информации о том, насколько интенсивно они влияют на состояние и динамику преступности, следствием чего является сложность оценки результативности конкретных мероприятий профилактического характера.

Поскольку большинство сведений, характеризующих нравственное состояние общества, в централизованном порядке в органы уголовной юстиции не поступает, нужная информация может быть получена из соответствующих источников лишь по специальным запросам, а также путем проведения отдельных выборочных исследований.

Информация о состоянии социальных условий, влияющих на преступность и профилактическую деятельность

В отечественной криминологии преступность рассматривается как социальное явление, находящееся в самых разнообразных связях и отношениях с другими явлениями. Этот исходный тезис обусловливает всестороннее изучение различных аспектов влияния на преступность социальных условий, с которыми она связана и взаимодействует.

При этом, как правило, рассматриваются три основные сферы, в которых индивид вступает в определенные общественные отношения и реализует свои социальные возможности:

  1. производство;
  2. общественно-политическая жизнь и культура;
  3. семья, быт и потребление.

Такой подход позволяет планово воздействовать на преступность и иные правонарушения в целях обеспечения безопасности правоохраняемых ценностей, снижения объема и интенсивности преступных проявлений с помощью не только мер правового порядка, но и, что самое главное, через оптимизацию половозрастной структуры города, района, баланса рабочей силы, миграционных процессов, социальной структуры, духовной жизни населения, рационального использования свободного времени и т.д.

Информацию о социальных условиях, влияющих на преступность, можно представить в виде нескольких групп:

  • сведения об экономических (материальных) условиях;
  • сведения о социально-демографических условиях;
  • сведения о социокультурных условиях;
  • сведения об условиях труда;
  • сведения об условиях быта и досуга.

Информация о состоянии субъектов профилактики преступлений

Данную группу образуют сведения о силах и средствах субъектов профилактики преступлений и результаты анализа их деятельности. Профилактикой преступлений наряду со специализированными субъектами (органами уголовной юстиции) занимаются различные государственные органы и общественные формирования, но получить исчерпывающую информацию о силах и средствах каждого - чрезвычайно сложная задача. Поэтому в управленческих целях достаточно иметь достоверные сведения лишь о специализированных субъектах профилактики.

В первую очередь необходимы

  • сведения о численности личного состава органов уголовной юстиции и его обеспеченности служебными помещениями, транспортом, средствами связи и др.;
  • о нагрузке на их работников в расчете на численность населения (например, на одного участкового инспектора полиции), на количество преступлений (например, на оперативного работника), на количество уголовных дел (например, на следователя);
  • сведения об общественных формированиях (их силах и средствах), добровольных дружинах (их число и количество дружинников).

В действующей системе статистической отчетности не предусматривается специальное выделение блока криминологической информации, что, однако, не означает отсутствие в ней такой информации. Такого рода информация в достаточном для анализа и оценки преступности и результатов правоохранительной деятельности объеме содержится, в частности, в тех формах отчетности, которые отражают деятельность соответствующих органов и служб на всех этапах применения уголовно-правовых норм - начиная от выявления и регистрации совершенного преступления и кончая снятием и погашением судимости.

Рассмотренные подходы к определению видов и источников информации, разумеется, не исчерпывают всех имеющихся возможностей их классификации, но основной принцип - соответствие той или иной классификации целям и задачам познания реальностей, складывающихся в сфере информационного обеспечения криминологических исследований и последующей профилактики преступлений, их учет при разработке теоретических и практических проблем - во всех случаях сохраняет свое значение.

 



0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 23 |   "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2017 года № 21 |   "О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2017 года № 19 |   "О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 16 |   "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 |   "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"