Ст. 78 ЗК РФ устанавливает круг субъектов, которым предоставляется право использовать земли сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). К ним относятся:

    • крестьянские (фермерские) хозяйства для осуществления их деятельности;
    • граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
    • хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;
    • некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
    • казачьи общества;
    • опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
    • общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" относит к участникам отношений оборота земель сельскохозяйственного назначения:

    1. граждан;
    2. юридических лиц;
    3. Российскую Федерацию;
    4. субъектов Российской Федерации;
    5. муниципальные образования;
    6. иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов.

Фактическая реализация правового режима земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в сфере правомочий субъектов правоотношений по непосредственному использованию угодий.

Субъекты правоотношений по использованию земель сельскохозяйственного назначения в широком смысле

Характерные черты:

    1. являются субъектами чисто земельных правоотношений в силу наделения их титулом на право использования земель;
    2. должны обладать определенной земельной правоспособностью;
    3. право на получение титула землевладения и землепользования имеют только те лица, которым это разрешено законом, и лишь для тех целей, которые в нем определены.

Данные субъекты являются субъектами чисто земельных правоотношений в силу наделения их титулом на право использования земель.

Это собственники земель, а также землевладельцы, землепользователи (как постоянные, так и временные), арендаторы. Их правовой статус удостоверяется специальными документами: свидетельством на право собственности; пожизненного наследуемого владения; бессрочного или постоянного пользования, а также договорами на право временного пользования и аренды.

Данные лица подлежат обязательной регистрации государством в силу обретения ими особых правомочий в отношении земельных участков, регистрация осуществляется в органах местного самоуправления и их администрации.

Получение титула на право использования земель сельскохозяйственного назначения возлагает на субъектов данных правоотношений особую ответственность. Например, если наемный работник при выполнении земледельческих работ несет ответственность только за результаты своего труда на земельном участке, то землевладелец отвечает перед государством за фактическое состояние этого участка и может лишиться его при определенных условиях либо получить наказание за бесхозяйственное использование земли.

Они должны обладать определенной земельной правоспособностью. Например, земельный участок не может быть предоставлен для ведения фермерского хозяйства, если гражданин не обладает опытом работы в сельском хозяйстве. Работать же на земле вправе и лица, не обладающие земельной правоспособностью. Так, если главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть лишь лицо, достигшее 18-летнего возраста, то работать на крестьянском поле могут и несовершеннолетние.

Право на получение титула землевладения и землепользования имеют не всякие лица, а только те, которым это разрешено законом, и лишь для тех целей, которые в нем определены.

Субъекты правоотношений по использованию земель сельскохозяйственного назначения в узком смысле

Субъекты правоотношений по использованию земель в узком смысле - это любые лица, осуществляющие непосредственную хозяйственную эксплуатацию земельных участков на законных основаниях без обладания титулом на право собственности, владения, пользования, аренды.

Их можно подразделить на две группы:

    1. лица, осуществляющие непосредственную хозяйственную эксплуатацию земельных участков (наемные работники по трудовому договору; лица, работающие у арендаторов, землевладельцев, землепользователей, собственников земли по гражданско-правовым договорам подряда, капитального строительства и т.п.);
    2. лица, осуществляющие руководство непосредственными производителями работ на землях сельскохозяйственного назначения (например, агроном сельскохозяйственного предприятия).

 


 

Правомочия в отношении использования земель сельскохозяйственного назначения у субъектов правоотношений обоих видов имеют определенную общность, однако, различный объем. Так, у собственника земельного участка они присутствуют в полном объеме; у землевладельца, землепользователя и арендатора — в усеченном виде, а у субъектов правоотношений по использованию земель (работников предприятий, лиц, работающих по договорам) — лишь в определенной части.

 

Право владения землями сельскохозяйственного назначения, в отличие от права. владения обычным имуществом (позволяющего изъять его у других лиц, убрать в охраняемое помещение, не давать к нему доступа посторонним и т.п.), подтверждается наличием документов, удостоверяющих это право, и выражается в отграничении земельного участка в натуре (на местности), межевые знаки которого охраняются законом под страхом наказания за уничтожение их.

Данное отграничение имеет две стороны:

    • внешнюю, определяющую границы земельного участка, находящегося в собственности, владении, пользовании или аренде;
    • внутреннюю, когда землеустроительные проекты составляются при участии лиц, являющихся титулованными владельцами земель (после утверждения эти проекты переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотов межевыми знаками установленного образца).

В сельскохозяйственных организациях, выступающих собственниками земли, внутрихозяйственное владение землей выражается еще и в определении долей земельного массива, находящихся в собственности граждан. При этом определение долей бывает условным, если соб-ственность общая совместная, и документально удостоверенным, если собственность общая долевая.

Закон не предусмотрел порядок отграничения или неотграничения в натуре земельных долей граждан, отнеся решение этого вопроса на усмотрение самих предприятий.

Пользование землями сельскохозяйственного назначения является центральным правомочием в обеспечении правового режима данного вида земель и выражается в порядке хозяйственной эксплуатации сельскохозяйственных угодий.

Хозяйственная эксплуатация земель сельскохозяйственного назначения имеет два основных вида:

    1. эксплуатация земли в качестве территории под строительство сельскохозяйственных объектов, инфраструктуры сельскохозяйственного производства, размещения дорог, коммуникаций и т.п. В этом случае лица, использующие землю, обязаны рационально организовывать территорию;
    2. эксплуатация земли в качестве средства производства сельскохозяйственной продукции, которая должна выполняться при соблюдении двух групп правил — экономического и экологического характера.

К числу правил экономического характера относятся требования, как эффективно использовать сельскохозяйственные угодья, вовлекать неиспользуемые земли в сельскохозяйственный оборот, повышать плодородие земель и др.

Правила экологического характера выражаются в обязанности не допускать ухудшения экологической обстановки на всей используемой территории, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, не нарушать порядок пользования другими природными объектами.

Хозяйственная эксплуатация земель сельскохозяйственного назначения, в отличие от хозяйственной эксплуатации других категорий земель, представляет собой систему определенных действий производственного характера, которую закон определил как «природоохранная технология». Экологическая «технология» учитывает смену времен года (весна, лето, осень, зима), циклы полевых работ, являющиеся элементами единой технологии использования сельскохозяйственных угодий.

Право распоряжения землями сельскохозяйственного назначения - изменение юридической судьбы конкретных земельных угодий. Например, создавая на сельскохозяйственных угодьях стандартную оросительно-осушительную сеть, собственник угодий переводит их в особую разновидность земель по кадастровому учету — при продаже их возникают не только земельные, но и имущественные правоотношения; с созданием такой оросительной сети собственник становится водопользователем этих угодий, а значит, и режим использования этих угодий осуществляется с учетом режима водопользования.

Право распоряжения землями сельскохозяйственного назначения, которым располагают субъекты правоотношений по использованию угодий, характерно следующими особенностями:

    • объем полномочий по распоряжению землями зависит от правового статуса лиц, использующих угодья;
    • полномочия по распоряжению сельскохозяйственными землями ограничены законом в интересах государства.



0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 23 |   "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2017 года № 21 |   "О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2017 года № 19 |   "О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 16 |   "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 |   "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"