В самом общем виде под подследственностью понимается свой­ство уголовного дела, образуемое совокупностью таких его признаков, как

    • тяжесть совершенного преступления;
    • место совершения престу­пления;
    • лицо, в отношении которого совершено преступление, или лицо, совершившее это преступление.

Установленная законом подслед­ственность позволяет решить вопрос, каким органом дознания или предварительного следствия должно расследоваться каждое уголов­ное дело.

Таким образом, подследственность обозначает также компетенцию органов предварительного следствия и дознания, следователей различных ведомств, органов дознания и дознавателей по расследованию преступлений.

Подследственность уголовных  дел регулируется ст. 151 УПК РФ. Этот термин встречается не только в ст. 151 УПК РФ, но и в ст. 152 УПК РФ, и иных.

Подследственность рассматривается в 2 аспектах:

    1. совокупность признаков преступления, которая обусловливает расследование его соответствующим органом предварительного расследования;
    2. компетенция органов предварительного следствия и дознания, следователей различных ведомств, органов дознания и дознавателей по расследованию преступлений.

Признаки (виды) подследственности:

    1. предметный (родовой);
    2. альтернативный (смешанный);
    3. персональный;
    4. территориальный (мест­ный);
    5. по связи дел.

Предметный (родовой) признак определяет подследственность по составу совершенного преступления. По этому признаку устанавли­вается подследственность уголовных дел (ст. 151 УПК РФ):

  1. следователям:
    • Следствен­ного комитета РФ;
    • Федеральной службы безопас­ности РФ;
    • органов внутренних дел РФ;
    • органов по контролю за оборотом наркотических средств (ФСКН РФ упразднена, функции и полномочия ФСКН переданы МВД).
  2. дознавателям:
    • органов внутренних дел РФ;
    • пограничных органов ФСБ РФ;
    • органов Федеральной службы судебных приставов;
    • органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
    • таможенных органов РФ.

В рамках предметного признака подследственности ст. 151 УПК РФ перечисляет преступления, рас­следование которых относится к ведению предварительного след­ствия или дознания. Таким образом, предметный признак служит для разграничения подследственности органом предварительного следствия и дознания различных ведомств (ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

К подследственности следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ отнесены уголовные дела об особо тяжких и тяжких преступлениях против жизни — обо всех видах убийств, о половых преступлениях, о должностных и воинских преступлениях и некото­рых других, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ. По указанию прокурора следователи этого ведомства, кроме того, могут расследо­вать уголовные дела о любых преступлениях. Таким образом, следо­ватели Следственного комитета при прокуратуре РФ обладают уни­версальной и вместе с тем исключительной подследственностью.

К подследственности следователей самого многочисленного след­ственного аппарата — органов внутренних дел — отнесены по пред­метному признаку уголовные дела о преступлениях против собствен­ности, здоровья, а также преступления в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, уголовные дела о бандитизме, об организации преступного сообщества и о ряде других преступлений, упомянутых в п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ (более 80 составов преступлений, в т.ч. отнесенные к подследственности органов внутренних дел после упразднения ФСКН).

Следователям Федеральной службы безопасности в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ по рассматриваемому признаку подслед­ственны дела о государственной измене, шпионаже, контрабанде, незаконном вывозе ценностей и валюты за границу, военном мятеже и ряде других преступлений.

Альтернативный (смешанный) признак подследственности до­пускает производство предварительного следствия по делам одной и той же категории следователями различных ведомств (следствен­ных аппаратов). По этому признаку подследственность определяется по органу, выявившему соответствующее преступление (ч. 5 ст. 151 УПК РФ).

Персональный признак подследственности связан с субъектом пре­ступления. Персональная подследственность — это совокупность при­знаков, зависящая от того, каким субъектом и в отношении кого со­вершено преступление. Например, дела о преступлениях, совершен­ных лицами, обладающими процессуальным иммунитетом (ст. 447 УПК РФ) подследственны следователям След­ственного комитета РФ. Совершение любого преступления указанными лицами исклю­чает применение при выяснении подследственности предметного или альтернативного признаков.

Признак связи дел содержится в ч. 6 ст. 151 УПК РФ, в соответ­ствии с которой по уголовным делам о преступлениях, предусмот­ренных статьями 150, 285, 285.1, 285.2, 286, 306 - 310, 311 частью второй, 316 и 320 УК РФ, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

Территориальный (местный) признак определяет подследствен­ность по месту совершения преступления. Он сочетается с любым другим из названных признаков. Признаки территориальной подследственности закреплены в ст. 152 УПК РФ, в которой сказано, что предварительное расследование производится:

    1. по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления;
    2. по месту окончания преступления (если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте);
    3. по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них (если преступления совершены в разных местах).

Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.


Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель - прокурору для направления по подследственности.

На практике в ряде случаев трудно решить вопрос о подслед­ственности по предметному признаку, когда деяние может быть от­несено к ведению различных ведомств. Здесь речь может идти как об идеальной (когда одним действием одного лица совершено не­сколько преступлений, предусмотренных например, ч. 1 ст. 105 и 286 УК РФ), так и о реальной (различными действиями одного лица со­вершено несколько преступлений, например, предусмотренных ч. 1 ст. 105 и ст. 158 УК РФ) совокупности преступлений. На практике дело расследуется либо следователем того аппарата, где оно было возбуждено, либо передается следователю того аппарата, к подслед­ственности которого относится наиболее тяжкое преступление.

Когда лицом совершено два преступления, одно из которых от­несено к подследственности органа дознания (например, ч. 1 ст. 213 УК РФ), а другое — к подследственности следователя (например, ч. 2 ст. 158 УК РФ), дело подлежит передаче для расследования следо­вателю, поскольку орган дознания не вправе производить предвари­тельное следствие, а следователь может расследовать дело, отнесен­ное к компетенции органов дознания (ч. 1 ст. 151 УПК РФ).



4.75 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 4.75 (2 Votes)

Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 23 |   "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2017 года № 21 |   "О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2017 года № 19 |   "О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 16 |   "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 |   "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"