Взаимодействие в ходе раскрытия и расследования преступлений - это согласованная деятельность следователя, оперативного органа и экспертно-криминалистического подразделения, обеспечивающая рациональное сочетание при расследовании преступлений процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых каждым из них в соответствии со своими функциями и в пределах представленных им по закону полномочий с использованием специальных знаний и технико-криминалистических средств.

Проще сказать, взаимодействие следователя с различными правоохранительными органами при расследовании преступлений — это их согласованная и совместная деятельность, направленная на установление истины по уголовному делу.

Взаимодействие может быть:

    • эпизодическим — связанным с выпол­нением отдельных поручений следователя;
    • постоянным — осуществ­ляемым на протяжении всего расследования по сложному уголовному делу или группе взаимосвязанных дел (обычно реализуется в рамках расследования, осуществляемого следст­венно-оперативной группой или следственной бригадой (группой).

Главная цель взаимодействия — раскрытие преступлений. Следователь в данном взаимодействии выполняет главенствующую и руководящую роль, несет персональную ответственность за принимаемые решения и результаты расследования в целом, а вся деятельность иных участников взаимодействия направлена на решение задач, поставленных перед ними следователем.

Принципы взаимодействия в ходе раскрытия и расследования преступлений:
    1. законность (строгое соответствие требованиям уго­ловно-процессуального закона, подзаконным нормативным актам и профессиональной этике);
    2. разграничение компетенции (процессуальных и оперативно-розыск­ных функций) субъектов взаимодействия;
    3. руководящая и организующая роль следователя;
    4. самостоятельность субъекта взаимодействия в выборе способов, средств и методов своей работы;
    5. согласованность по месту, времени, целям и задачам с планом и ходом проводимого расследования (плановость и динамичность взаимодействия);
    6. персональная ответственность за до­стижение поставленных целей.
Значение взаимодействия:
    • использование возможностей разнородных сил и средств с целью повышения эффективности расследования преступления.

 


Типичные формы взаимодейст­вия:

  • своевременное обнаружение органом дознания преступления, по которому необходимо предварительное расследование, немедленное возбуждение уголовного дела и начало по нему дознания, своевремен­ная передача собранных материалов следователю и дальнейшие совме­стные действия по делу;
  • постоянный взаимный обмен добытой информацией, представ­ляющей следственный и оперативно-розыскной интерес для  решения совместных задач;
  • содействие оперативных работников при проведении отдельных следственных действий, тактических комбинаций и операций;
  • безусловное и полное выполнение органом дознания письмен­ных поручений и требований следователя о производстве по делу оперативно-розыскных мероприятий и конкретных следственных действий;
  • совместное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий (либо согласование отдельных планов) для оптимального решения задач, связанных с раскрытием и расследовани­ем преступления;
  • совместная деятельность в рамках постоянно или временно дей­ствующих следственно-оперативных групп или следственных бригад;
  • совместные обсуждение и оценка результатов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, принятие совместных решений, направленных на повышение эффективности осуществляемо­го взаимодействия.

 

Типичные ситуации взаимодействия

Необходимость во взаимодействии возникает в различных ситуациях. Три из них наиболее типичны (по Аверьяновой, Белкину):

    1. Совершение неочевидного преступления (преступление налицо, но неизвестно, кто его совершил).
    2. Решение следователем вопроса о возбуждении уголовного дела по материалам органа дознания (оперативным материалам).
    3. Расследование сложных уголовных дел.

При совершении неочевидного преступления инициатива в организации взаимодействия (инициатива, но не решение о взаимодействии, которое всегда принимает следователь) в подобных случаях исходит, как правило, от дежурной части органа внутренних дел. Формой взаимодействия выступает следственно-оперативная группа, выезжающая на место происшествия. В ее состав обычно входят следователь, оперативный сотрудник соответствующего профиля, специалист (криминалист, судебный медик), а при необходимости — кинолог со служебно-розыскной собакой. Их задачи — качественный осмотр места происшествия и незамедлительное использование полученной информации для раскрытия преступления, розыска и задержания виновного. Именно на этом этапе решается вопрос о подследственности возбужденного дела, о продолжении и направлениях работы по делу органа дознания. В этих случаях на стадии возбуждения уголовного дела орган дознания может участвовать в проверке имеющейся информации, собирании дополнительных данных, в том числе и путем исследований материальных объектов (так называемые предварительные исследования, осуществляемые сотрудниками экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел).

При решении следователем вопроса о возбуждении уголовного дела по материалам органа дознания (оперативным материалам) ему же принадлежит инициатива в организации взаимодействия, целями которого служат:

  • проведение согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление виновных и всех эпизодов их преступной акции;
  • полное возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
  • обнаружение вещественных и письменных доказательств, ценностей, нажитых преступным путем.

Расследование сложных уголовных дел - это прежде всего расследование многоэпизодных, групповых дел, дел об организованных преступных сообществах, а также нераскрытых преступлений прошлых лет. Формой взаимодействия чаще всего выступает следственно-оперативная группа.

 



0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 23 |   "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2017 года № 21 |   "О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2017 года № 19 |   "О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 16 |   "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 |   "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"